Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района
Инструкция по работе в сетевых мероприятиях на сайте МКУ Информационно-методического центра
Экспериментально- практическая работа на уроках английского языка: значение игр в усвоении материала
Цитата: Удаленный пользователь от 07.10.2018, 16:28Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Экспериментально-практическая работа проводилась в 3А классе МБОУ Кочетовской СОШ.
Объект работы- учащиеся 3А класса, изучающие английский язык.
Предмет работы- уровень мотивации к изучению английского языка с активным использованием игровых приемов на разных этапах урока.
Цель эксперимента - апробировать в учебном процессе разнообразные по форме и содержанию, уровню сложности игр и выявить их возможности в стимулировании процесса обучения английскому языку на начальном этапе овладения им.
Задачи эксперимента:
1. Провести диагностику исходного уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3 классе.
2. Определить условия повышения уровня мотивации учащихся к изучению английского языка.
3. Использовать игровые приемы на разных этапах обучения.
4. Провести диагностику итогового уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3 классе.
5. Проанализировать результаты диагностик.
Этапы эксперимента:
1. Констатирующий этап:
а) диагностика и оценка исходного уровня владения навыками говорения на английском языке, уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков;
б) анализ исходного уровня владения языковыми умениями и навыками школьников на начальном этапе обучения.
2. Формирующий этап: апробация использования игровых приемов на начальном этапе обучения английскому языку для стимулирования процесса овладения языком.
3. Контролирующий этап: диагностика роста, определение дальнейшего пути развития умений и навыков с помощью использования игровых приемов.
Констатирующий этап.
Для того, чтобы обеспечить эффективность учебного процесса по английскому языку учителю необходимо постоянно искать новые подходы в обучении. Одним из эффективных средств овладения языком является игра, роль которой особенно велика на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра, в том числе и ролевая - мощное средство формирования у учащихся устойчивой положительной мотивации в овладении английским языком. Возможности ролевой игры очень велики при освоении всех аспектов языка: лексики, грамматики, произносительной и интонационной стороны речи.
Таким образом, проблема эксперимента- определение возможностей ролевых игр в стимулировании изучения английского языка на начальном этапе.
Диагностика исходного уровня проводилась с целью выявления уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков и умений. Диагностика входного состояния осуществляется в виде игры “Crosses and zeroes”.
Игру можно провести на уроке по теме “ Months”. На этом уроке проводится ознакомление учащихся с новой лексикой по данной теме. Вводятся названия месяцев (January, February. March, April, May. June, July, August, September, October, November, and December) и названия времен года, осуществлялась фонетическая отработка новой лексики и тренировка ее в структурах: I like/ I was born in. Тренировка осуществляется в упражнениях на имитацию и подстановку.
Анализ результатов исходной диагностики в 3А классе представлен в Таблице 1.
Таблица 1.
Анализ результатов исходной диагностики.
Ф.И. учащихся
Лексические навыки
Грамматические навыки
Фонетические навыки
Уровень социокультурной компетенции
Общеучебные навыки
Средний бал
Богомолова М.
3
3
3
4
3
3,2
Василевская Т.
3
3
4
4
4
3,6
Вышеславцев М.
4
4
4
4
4
4
Галиева В.
4
4
4
4
4
4
Крутских К.
4
3
4
4
3
3,6
Маслова Д.
3
3
4
3
3
3,2
Мячина С.
4
4
4
4
4
4
Оглы Р.
3
3
3
3
3
3
Огнев А.
3
3
3
3
3
3
Рожкова С.
4
3
4
4
4
3,8
Скрипкина Е.
4
4
4
4
4
4
Сумин А.
4
4
4
4
4
4
Сутормин С.
3
3
3
4
3
3,2
Хворов Е.
4
3
4
4
3
3,6
Хворова А.
4
4
4
4
4
4
Успеваемость: 100%
Качество знаний: 66%
Анализ результатов показал:
1. Большинство учащихся имели элементарные навыки коммуникации.
2. Практически все учащиеся использовали новые лексические единицы и грамматические структуры по аналогии со схемой-образцом.
3. Большинство учащихся использовали речевые клише и формулы речевого этикета (но лишь из числа предложенных учителем).
4. Учащиеся были в состоянии использовать отработанный учебный материал в небольших диалогах.
Однако, несмотря на положительные результаты диагностики, многие учащиеся допускали ошибки в употреблении речевого материала, а также:
1. Учащиеся испытывали значительные трудности в ходе общения на английском языке.
2. Некоторые учащиеся с трудом понимали реплики партнера.
3. Не все учащиеся владели необходимым объемом лексического и грамматического материала, многие испытывали трудности при его употреблении в устной речи.
Формирующий этап. Анализ контингента исследуемых.
Группа учащихся, изучающих английский язык, состояла из 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков. Средняя успеваемость составляла 80%. Неуспевающих по данному предмету не было. Среди исследуемых не было учащихся с серьезными отклонениями в психическом или физическом развитии. Учащиеся положительно относились к изучению английского языка, проявляли активность и стремление работать. На уроках вели себя дисциплинированно, не вызывали замечаний, были корректны и вежливы по отношению к учителям и товарищам.
Контролирующий этап.
Целью итоговой диагностики являлось определение уровня развития коммуникативных навыков, знаний лексики и грамматики, умения фонетического оформления речи. Данная цель реализовывалась в решении следующих задач:
1 .Определить степень развития коммуникативных навыков, умения работать в паре (группе).
2. Определить объем активного лексического материала и формул этикета и речевых клише, используемых в диалогической речи.
3. Определить степень развития произносительных навыков.
Диагностика проводилась в форме комплексной игры на этапе закрепления навыков говорения по теме «Времена года». При этом осуществлялся контроль усвоения лексики по данной теме и грамматических структур, а также контроль навыков диалогической и монологической речи на английском языке. В эксперименте принимало участие 15 учеников 3А класса.
Таблица 2
Анализ результатов итоговой диагностики
Список учащихся
Лексические навыки
Грамматические навыки
Фонетические навыки
Уровень социокультурной компетенции
Общеучебные навыки
Средний бал
Богомолова М.
4
4
4
4
5
4,2
Василевская Т.
4
4
4
4
4
4
Вышеславцев М.
5
4
5
5
5
4,8
Галиева В.
5
4
5
5
4
4,6
Крутских К.
5
4
5
4
4
4,4
Маслова Д.
4
3
4
4
3
3,6
Мячина С.
5
5
4
5
4
4,6
Оглы Р.
3
4
3
4
3
3,4
Огнев А.
3
4
3
4
3
3,4
Рожкова С.
4
5
5
5
4
4,6
Скрипкина Е.
4
5
5
5
4
4,6
Сумин А.
5
5
5
5
4
4,8
Сутормин С.
3
4
3
4
3
3,4
Хворов Е.
5
4
5
5
4
4,6
Хворова А.
5
5
5
5
5
5
Успеваемость: 100%
Качество знаний: 80%
В результате диагностики было выявлено:
1) значительно улучшился навык коммуникации;
2) улучшилось фонетическое и интонационное оформление речи учащихся:
3) качество речи обогатилось лексически.
Однако в ходе диагностики было также выявлено, что:
1) у отдельных учащихся существуют трудности в осуществлении коммуникации в рамках заданных ситуаций;
2) некоторые учащиеся испытывают затруднения в интонационном оформлении различных типов предложений;
имеются значительные различия в употреблении лексики, в ее объеме;
не все учащиеся способны быстро и правильно употреблять усвоенные грамматические структуры при общении.
Сравнение результатов входной и итоговой диагностики роста грамматических, фонетических и лексических навыков по английскому языку свидетельствует о том, что:
- у большинства учащихся английский язык стал любимым предметом;
- значительно повысилась активность учащихся на разных этапах урока в процессе овладения иноязычным общением;
- регулярное использование динамических пауз способствовало повышению интереса к происходящему на уроке и снятию усталости;
- уровень мотивации учащихся к изучению английского языка повысился.
На основе сравнения результатов исходной и итоговой диагностик можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная в ведении, доказана.
Рекомендации для учителя.
Как показывают результаты проведенного эксперимента, использование игровых приемов действительно является мощным средством стимулирования интереса к английскому языку, повышения мотивации в овладении им, позволяет добиться значительного эмоционального подъема, что положительно влияет на качество обучения и повышает его эффективность. Однако совершенно очевидно, что использование данной методики, как и любой другой, не может быть эффективным, если не соблюдаются правила организации учебных ролевых игр, не учитываются психофизиологические и возрастные особенности учащихся, если у учителя отсутствует четкое понимание целей и места использования игры в учебном процессе. Вот некоторые рекомендации по организации и проведению игр:
1 .Перед проведением игры необходимо четко определить цель ее использования и круг формируемых и развиваемых умений и навыков.
2. Выбор формы проведения игры и ее содержание должны быть педагогически и дидактически обоснованы.
3. Игровая ситуация должна вызывать у школьников интерес, желание хорошо выполнить задание, она должна быть адекватной реальной ситуации общения.
4. Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.
5. В игре должны быть задействованы в той или иной мере все учащиеся.
6. Игра должна соответствовать этапу изучения материала, ее место должно быть логически обосновано в учебном процессе.
7. Учитель должен быть по возможности на заднем плане, предоставляя возможность активного участия в игре учащимся.
8. Необходимо объективно оценивать затраты времени на подготовку и проведение игры и ее реальную пользу и эффективность в овладении английским языком.
9. Использование родного языка при проведении игр должно быть сведено к минимуму.
10. .Большое значение при проведении игр отводится атмосфере общения. Она должна быть доброжелательной, творческой, пробуждать у учащихся положительные эмоции.
11 .Особенно важно умение установить контакт с учащимися.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Экспериментально-практическая работа проводилась в 3А классе МБОУ Кочетовской СОШ.
Объект работы- учащиеся 3А класса, изучающие английский язык.
Предмет работы- уровень мотивации к изучению английского языка с активным использованием игровых приемов на разных этапах урока.
Цель эксперимента - апробировать в учебном процессе разнообразные по форме и содержанию, уровню сложности игр и выявить их возможности в стимулировании процесса обучения английскому языку на начальном этапе овладения им.
Задачи эксперимента:
1. Провести диагностику исходного уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3 классе.
2. Определить условия повышения уровня мотивации учащихся к изучению английского языка.
3. Использовать игровые приемы на разных этапах обучения.
4. Провести диагностику итогового уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3 классе.
5. Проанализировать результаты диагностик.
Этапы эксперимента:
1. Констатирующий этап:
а) диагностика и оценка исходного уровня владения навыками говорения на английском языке, уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков;
б) анализ исходного уровня владения языковыми умениями и навыками школьников на начальном этапе обучения.
2. Формирующий этап: апробация использования игровых приемов на начальном этапе обучения английскому языку для стимулирования процесса овладения языком.
3. Контролирующий этап: диагностика роста, определение дальнейшего пути развития умений и навыков с помощью использования игровых приемов.
Констатирующий этап.
Для того, чтобы обеспечить эффективность учебного процесса по английскому языку учителю необходимо постоянно искать новые подходы в обучении. Одним из эффективных средств овладения языком является игра, роль которой особенно велика на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра, в том числе и ролевая - мощное средство формирования у учащихся устойчивой положительной мотивации в овладении английским языком. Возможности ролевой игры очень велики при освоении всех аспектов языка: лексики, грамматики, произносительной и интонационной стороны речи.
Таким образом, проблема эксперимента- определение возможностей ролевых игр в стимулировании изучения английского языка на начальном этапе.
Диагностика исходного уровня проводилась с целью выявления уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков и умений. Диагностика входного состояния осуществляется в виде игры “Crosses and zeroes”.
Игру можно провести на уроке по теме “ Months”. На этом уроке проводится ознакомление учащихся с новой лексикой по данной теме. Вводятся названия месяцев (January, February. March, April, May. June, July, August, September, October, November, and December) и названия времен года, осуществлялась фонетическая отработка новой лексики и тренировка ее в структурах: I like/ I was born in. Тренировка осуществляется в упражнениях на имитацию и подстановку.
Анализ результатов исходной диагностики в 3А классе представлен в Таблице 1.
Таблица 1.
Анализ результатов исходной диагностики.
|
||||||
Ф.И. учащихся |
Лексические навыки |
Грамматические навыки |
Фонетические навыки |
Уровень социокультурной компетенции |
Общеучебные навыки |
Средний бал |
Богомолова М. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,2 |
Василевская Т. |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3,6 |
Вышеславцев М. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Галиева В. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Крутских К. |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,6 |
Маслова Д. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3,2 |
Мячина С. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Оглы Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Огнев А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Рожкова С. |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3,8 |
Скрипкина Е. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Сумин А. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Сутормин С. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,2 |
Хворов Е. |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,6 |
Хворова А. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Успеваемость: 100% |
||||||
Качество знаний: 66% |
Анализ результатов показал:
1. Большинство учащихся имели элементарные навыки коммуникации.
2. Практически все учащиеся использовали новые лексические единицы и грамматические структуры по аналогии со схемой-образцом.
3. Большинство учащихся использовали речевые клише и формулы речевого этикета (но лишь из числа предложенных учителем).
4. Учащиеся были в состоянии использовать отработанный учебный материал в небольших диалогах.
Однако, несмотря на положительные результаты диагностики, многие учащиеся допускали ошибки в употреблении речевого материала, а также:
1. Учащиеся испытывали значительные трудности в ходе общения на английском языке.
2. Некоторые учащиеся с трудом понимали реплики партнера.
3. Не все учащиеся владели необходимым объемом лексического и грамматического материала, многие испытывали трудности при его употреблении в устной речи.
Формирующий этап. Анализ контингента исследуемых.
Группа учащихся, изучающих английский язык, состояла из 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков. Средняя успеваемость составляла 80%. Неуспевающих по данному предмету не было. Среди исследуемых не было учащихся с серьезными отклонениями в психическом или физическом развитии. Учащиеся положительно относились к изучению английского языка, проявляли активность и стремление работать. На уроках вели себя дисциплинированно, не вызывали замечаний, были корректны и вежливы по отношению к учителям и товарищам.
Контролирующий этап.
Целью итоговой диагностики являлось определение уровня развития коммуникативных навыков, знаний лексики и грамматики, умения фонетического оформления речи. Данная цель реализовывалась в решении следующих задач:
1 .Определить степень развития коммуникативных навыков, умения работать в паре (группе).
2. Определить объем активного лексического материала и формул этикета и речевых клише, используемых в диалогической речи.
3. Определить степень развития произносительных навыков.
Диагностика проводилась в форме комплексной игры на этапе закрепления навыков говорения по теме «Времена года». При этом осуществлялся контроль усвоения лексики по данной теме и грамматических структур, а также контроль навыков диалогической и монологической речи на английском языке. В эксперименте принимало участие 15 учеников 3А класса.
Таблица 2
Анализ результатов итоговой диагностики
Список учащихся |
Лексические навыки |
Грамматические навыки |
Фонетические навыки |
Уровень социокультурной компетенции |
Общеучебные навыки |
Средний бал |
Богомолова М. |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4,2 |
Василевская Т. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Вышеславцев М. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,8 |
Галиева В. |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
Крутских К. |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4,4 |
Маслова Д. |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,6 |
Мячина С. |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,6 |
Оглы Р. |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,4 |
Огнев А. |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,4 |
Рожкова С. |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
Скрипкина Е. |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
Сумин А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,8 |
Сутормин С. |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,4 |
Хворов Е. |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
Хворова А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Успеваемость: 100% |
||||||
Качество знаний: 80% |
В результате диагностики было выявлено:
1) значительно улучшился навык коммуникации;
2) улучшилось фонетическое и интонационное оформление речи учащихся:
3) качество речи обогатилось лексически.
Однако в ходе диагностики было также выявлено, что:
1) у отдельных учащихся существуют трудности в осуществлении коммуникации в рамках заданных ситуаций;
2) некоторые учащиеся испытывают затруднения в интонационном оформлении различных типов предложений;
имеются значительные различия в употреблении лексики, в ее объеме;
не все учащиеся способны быстро и правильно употреблять усвоенные грамматические структуры при общении.
Сравнение результатов входной и итоговой диагностики роста грамматических, фонетических и лексических навыков по английскому языку свидетельствует о том, что:
- у большинства учащихся английский язык стал любимым предметом;
- значительно повысилась активность учащихся на разных этапах урока в процессе овладения иноязычным общением;
- регулярное использование динамических пауз способствовало повышению интереса к происходящему на уроке и снятию усталости;
- уровень мотивации учащихся к изучению английского языка повысился.
На основе сравнения результатов исходной и итоговой диагностик можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная в ведении, доказана.
Рекомендации для учителя.
Как показывают результаты проведенного эксперимента, использование игровых приемов действительно является мощным средством стимулирования интереса к английскому языку, повышения мотивации в овладении им, позволяет добиться значительного эмоционального подъема, что положительно влияет на качество обучения и повышает его эффективность. Однако совершенно очевидно, что использование данной методики, как и любой другой, не может быть эффективным, если не соблюдаются правила организации учебных ролевых игр, не учитываются психофизиологические и возрастные особенности учащихся, если у учителя отсутствует четкое понимание целей и места использования игры в учебном процессе. Вот некоторые рекомендации по организации и проведению игр:
1 .Перед проведением игры необходимо четко определить цель ее использования и круг формируемых и развиваемых умений и навыков.
2. Выбор формы проведения игры и ее содержание должны быть педагогически и дидактически обоснованы.
3. Игровая ситуация должна вызывать у школьников интерес, желание хорошо выполнить задание, она должна быть адекватной реальной ситуации общения.
4. Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.
5. В игре должны быть задействованы в той или иной мере все учащиеся.
6. Игра должна соответствовать этапу изучения материала, ее место должно быть логически обосновано в учебном процессе.
7. Учитель должен быть по возможности на заднем плане, предоставляя возможность активного участия в игре учащимся.
8. Необходимо объективно оценивать затраты времени на подготовку и проведение игры и ее реальную пользу и эффективность в овладении английским языком.
9. Использование родного языка при проведении игр должно быть сведено к минимуму.
10. .Большое значение при проведении игр отводится атмосфере общения. Она должна быть доброжелательной, творческой, пробуждать у учащихся положительные эмоции.
11 .Особенно важно умение установить контакт с учащимися.
Цитата: Галина Серафимовна Демидова от 14.10.2018, 00:34Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Вы правы, с применением игровых технологий на уроках иностранного языка особенно в младших классах повышается уровень развития коммуникативных навыков, лексики, грамматики, речи. Какие еще приемы Вы применяете на своих уроках или во внеурочной деятельности? Спасибо
Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Вы правы, с применением игровых технологий на уроках иностранного языка особенно в младших классах повышается уровень развития коммуникативных навыков, лексики, грамматики, речи. Какие еще приемы Вы применяете на своих уроках или во внеурочной деятельности? Спасибо