Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Экспериментально- практическая работа на уроках английского языка: значение игр в усвоении материала

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Экспериментально-практическая работа проводилась в 3А классе МБОУ Кочетовской СОШ.

Объект работы- учащиеся 3А класса, изучающие английский язык.

Предмет работы- уровень мотивации к изучению английского языка с активным использованием игровых приемов на разных этапах урока.

Цель эксперимента - апробировать в учебном процессе разнообразные по форме и содержанию, уровню сложности игр и выявить их возможности в стимулировании процесса обучения английскому языку на начальном этапе овладения им.

Задачи эксперимента:

1. Провести диагностику исходного уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3  классе.

2. Определить условия повышения уровня мотивации учащихся к изучению английского языка.

3. Использовать игровые приемы на разных этапах обучения.

4. Провести диагностику итогового уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3 классе.

5. Проанализировать результаты диагностик.

Этапы эксперимента:

1. Констатирующий этап:

а) диагностика и оценка исходного уровня владения навыками говорения на английском языке, уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков;

б) анализ исходного уровня владения языковыми умениями и навыками школьников на начальном этапе обучения.

2. Формирующий этап: апробация использования игровых приемов на начальном этапе обучения английскому языку для стимулирования процесса овладения языком.

3. Контролирующий этап: диагностика роста, определение дальнейшего пути развития умений и навыков с помощью использования игровых приемов.

Констатирующий этап.

Для того, чтобы обеспечить эффективность учебного процесса по английскому языку учителю необходимо постоянно искать новые подходы в обучении. Одним из эффективных средств овладения языком является игра, роль которой особенно велика на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра, в том числе и ролевая - мощное средство формирования у учащихся устойчивой положительной мотивации в овладении английским языком. Возможности ролевой игры очень велики при освоении всех аспектов языка: лексики, грамматики, произносительной и интонационной стороны речи.

Таким образом, проблема эксперимента- определение возможностей ролевых игр в стимулировании изучения английского языка на начальном этапе.

Диагностика исходного уровня проводилась с целью выявления уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков и умений. Диагностика входного состояния осуществляется в виде игры “Crosses and zeroes”.

Игру можно провести на уроке по теме “ Months”. На этом уроке проводится ознакомление учащихся с новой лексикой по данной теме. Вводятся названия месяцев (January, February. March, April, May. June, July, August, September, October, November, and December) и названия времен года, осуществлялась фонетическая отработка новой лексики и тренировка ее в структурах: I like/ I was born in. Тренировка осуществляется в упражнениях на имитацию и подстановку.

Анализ результатов исходной диагностики в 3А классе представлен в Таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Анализ результатов исходной диагностики.

Ф.И. учащихся

Лексические навыки

Грамматические навыки

Фонетические навыки

Уровень социокультурной компетенции

Общеучебные навыки

Средний бал

Богомолова М.

3

3

3

4

3

3,2

Василевская Т.

3

3

4

4

4

3,6

Вышеславцев М.

4

4

4

4

4

4

Галиева В.

4

4

4

4

4

4

Крутских К.

4

3

4

4

3

3,6

Маслова Д.

3

3

4

3

3

3,2

Мячина С.

4

4

4

4

4

4

Оглы Р.

3

3

3

3

3

3

Огнев А.

3

3

3

3

3

3

Рожкова С.

4

3

4

4

4

3,8

Скрипкина Е.

4

4

4

4

4

4

Сумин А.

4

4

4

4

4

4

Сутормин С.

3

3

3

4

3

3,2

Хворов Е.

4

3

4

4

3

3,6

Хворова А.

4

4

4

4

4

4

Успеваемость: 100%

Качество знаний: 66%

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов показал:

1. Большинство учащихся имели элементарные навыки коммуникации.

2. Практически все учащиеся использовали новые лексические единицы и грамматические структуры по аналогии со схемой-образцом.

3. Большинство учащихся использовали речевые клише и формулы речевого этикета (но лишь из числа предложенных учителем).

4. Учащиеся были в состоянии использовать отработанный учебный материал в небольших диалогах.

Однако, несмотря на положительные результаты диагностики, многие учащиеся допускали ошибки в употреблении речевого материала, а также:

1. Учащиеся испытывали значительные трудности в ходе общения на английском языке.

2. Некоторые учащиеся с трудом понимали реплики партнера.

3. Не все учащиеся владели необходимым объемом лексического и грамматического материала, многие испытывали трудности при его употреблении в устной речи.

Формирующий этап. Анализ контингента исследуемых.

Группа учащихся, изучающих английский язык, состояла из 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков. Средняя успеваемость составляла 80%. Неуспевающих по данному предмету не было. Среди исследуемых не было учащихся с серьезными отклонениями в психическом или физическом развитии. Учащиеся положительно относились к изучению английского языка, проявляли активность и стремление работать. На уроках вели себя дисциплинированно, не вызывали замечаний, были корректны и вежливы по отношению к учителям и товарищам.

Контролирующий этап.

Целью итоговой диагностики являлось определение уровня развития коммуникативных навыков, знаний лексики и грамматики, умения фонетического оформления речи. Данная цель реализовывалась в решении следующих задач:

1 .Определить степень развития коммуникативных навыков, умения работать в паре (группе).

2. Определить объем активного лексического материала и формул этикета и речевых клише, используемых в диалогической речи.

3. Определить степень развития произносительных навыков.

Диагностика проводилась в форме комплексной игры на этапе закрепления навыков говорения по теме «Времена года». При этом осуществлялся контроль усвоения лексики по данной теме и грамматических структур, а также контроль навыков диалогической и монологической речи на английском языке. В эксперименте принимало участие 15 учеников 3А класса.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Анализ результатов итоговой диагностики

Список учащихся

Лексические навыки

Грамматические навыки

Фонетические навыки

Уровень социокультурной компетенции

Общеучебные навыки

Средний бал

Богомолова М.

4

4

4

4

5

4,2

Василевская Т.

4

4

4

4

4

4

Вышеславцев М.

5

4

5

5

5

4,8

Галиева В.

5

4

5

5

4

4,6

Крутских К.

5

4

5

4

4

4,4

Маслова Д.

4

3

4

4

3

3,6

Мячина С.

5

5

4

5

4

4,6

Оглы Р.

3

4

3

4

3

3,4

Огнев А.

3

4

3

4

3

3,4

Рожкова С.

4

5

5

5

4

4,6

Скрипкина Е.

4

5

5

5

4

4,6

Сумин А.

5

5

5

5

4

4,8

Сутормин С.

3

4

3

4

3

3,4

Хворов Е.

5

4

5

5

4

4,6

Хворова А.

5

5

5

5

5

5

Успеваемость: 100%

Качество знаний: 80%

 

 

 

 

 

 

 

В результате диагностики было выявлено:

1) значительно улучшился навык коммуникации;

2) улучшилось фонетическое и интонационное оформление речи учащихся:

3) качество речи обогатилось лексически.

Однако в ходе диагностики было также выявлено, что:

1) у отдельных учащихся существуют трудности в осуществлении коммуникации в рамках заданных ситуаций;

2) некоторые учащиеся испытывают затруднения в интонационном оформлении различных типов предложений;

имеются значительные различия в употреблении лексики, в ее объеме;

не все учащиеся способны быстро и правильно употреблять усвоенные грамматические структуры при общении.

Сравнение результатов входной и итоговой диагностики роста грамматических, фонетических и лексических навыков по английскому языку свидетельствует о том, что:

- у большинства учащихся английский язык стал любимым предметом;

- значительно повысилась активность учащихся на разных этапах урока в процессе овладения иноязычным общением;

- регулярное использование динамических пауз способствовало повышению интереса к происходящему на уроке и снятию усталости;

- уровень мотивации учащихся к изучению английского языка повысился.

На основе сравнения результатов исходной и итоговой диагностик можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная в ведении, доказана.

Рекомендации для учителя.

Как показывают результаты проведенного эксперимента, использование игровых приемов действительно является мощным средством стимулирования интереса к английскому языку, повышения мотивации в овладении им, позволяет добиться значительного эмоционального подъема, что положительно влияет на качество обучения и повышает его эффективность. Однако совершенно очевидно, что использование данной методики, как и любой другой, не может быть эффективным, если не соблюдаются правила организации учебных ролевых игр, не учитываются психофизиологические и возрастные особенности учащихся, если у учителя отсутствует четкое понимание целей и места использования игры в учебном процессе. Вот некоторые рекомендации по организации и проведению игр:

1 .Перед проведением игры необходимо четко определить цель ее использования и круг формируемых и развиваемых умений и навыков.

2. Выбор формы проведения игры и ее содержание должны быть педагогически и дидактически обоснованы.

3. Игровая ситуация должна вызывать у школьников интерес, желание хорошо выполнить задание, она должна быть адекватной реальной ситуации общения.

4. Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.

5. В игре должны быть задействованы в той или иной мере все учащиеся.

6. Игра должна соответствовать этапу изучения материала, ее место должно быть логически обосновано в учебном процессе.

7. Учитель должен быть по возможности на заднем плане, предоставляя возможность активного участия в игре учащимся.

8. Необходимо объективно оценивать затраты времени на подготовку и проведение игры и ее реальную пользу и эффективность в овладении английским языком.

9. Использование родного языка при проведении игр должно быть сведено к минимуму.

10. .Большое значение при проведении игр отводится атмосфере общения. Она должна быть доброжелательной, творческой, пробуждать у учащихся положительные эмоции.

11 .Особенно важно умение установить контакт с учащимися.

 

 

Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Вы правы,  с применением игровых технологий на уроках иностранного языка особенно в младших классах повышается уровень развития коммуникативных навыков, лексики, грамматики, речи. Какие еще приемы Вы применяете на своих уроках или во внеурочной деятельности? Спасибо