Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Экспериментально- практическая работа на уроках английского языка: значение игр в усвоении материала

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Экспериментально-практическая работа проводилась в 3А классе МБОУ Кочетовской СОШ.

Объект работы- учащиеся 3А класса, изучающие английский язык.

Предмет работы- уровень мотивации к изучению английского языка с активным использованием игровых приемов на разных этапах урока.

Цель эксперимента - апробировать в учебном процессе разнообразные по форме и содержанию, уровню сложности игр и выявить их возможности в стимулировании процесса обучения английскому языку на начальном этапе овладения им.

Задачи эксперимента:

1. Провести диагностику исходного уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3  классе.

2. Определить условия повышения уровня мотивации учащихся к изучению английского языка.

3. Использовать игровые приемы на разных этапах обучения.

4. Провести диагностику итогового уровня мотивации учащихся к изучению английского языка на уроках в 3 классе.

5. Проанализировать результаты диагностик.

Этапы эксперимента:

1. Констатирующий этап:

а) диагностика и оценка исходного уровня владения навыками говорения на английском языке, уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков;

б) анализ исходного уровня владения языковыми умениями и навыками школьников на начальном этапе обучения.

2. Формирующий этап: апробация использования игровых приемов на начальном этапе обучения английскому языку для стимулирования процесса овладения языком.

3. Контролирующий этап: диагностика роста, определение дальнейшего пути развития умений и навыков с помощью использования игровых приемов.

Констатирующий этап.

Для того, чтобы обеспечить эффективность учебного процесса по английскому языку учителю необходимо постоянно искать новые подходы в обучении. Одним из эффективных средств овладения языком является игра, роль которой особенно велика на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра, в том числе и ролевая - мощное средство формирования у учащихся устойчивой положительной мотивации в овладении английским языком. Возможности ролевой игры очень велики при освоении всех аспектов языка: лексики, грамматики, произносительной и интонационной стороны речи.

Таким образом, проблема эксперимента- определение возможностей ролевых игр в стимулировании изучения английского языка на начальном этапе.

Диагностика исходного уровня проводилась с целью выявления уровня сформированности лексических, грамматических и произносительных навыков и умений. Диагностика входного состояния осуществляется в виде игры “Crosses and zeroes”.

Игру можно провести на уроке по теме “ Months”. На этом уроке проводится ознакомление учащихся с новой лексикой по данной теме. Вводятся названия месяцев (January, February. March, April, May. June, July, August, September, October, November, and December) и названия времен года, осуществлялась фонетическая отработка новой лексики и тренировка ее в структурах: I like/ I was born in. Тренировка осуществляется в упражнениях на имитацию и подстановку.

Анализ результатов исходной диагностики в 3А классе представлен в Таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Анализ результатов исходной диагностики.

Ф.И. учащихся

Лексические навыки

Грамматические навыки

Фонетические навыки

Уровень социокультурной компетенции

Общеучебные навыки

Средний бал

Богомолова М.

3

3

3

4

3

3,2

Василевская Т.

3

3

4

4

4

3,6

Вышеславцев М.

4

4

4

4

4

4

Галиева В.

4

4

4

4

4

4

Крутских К.

4

3

4

4

3

3,6

Маслова Д.

3

3

4

3

3

3,2

Мячина С.

4

4

4

4

4

4

Оглы Р.

3

3

3

3

3

3

Огнев А.

3

3

3

3

3

3

Рожкова С.

4

3

4

4

4

3,8

Скрипкина Е.

4

4

4

4

4

4

Сумин А.

4

4

4

4

4

4

Сутормин С.

3

3

3

4

3

3,2

Хворов Е.

4

3

4

4

3

3,6

Хворова А.

4

4

4

4

4

4

Успеваемость: 100%

Качество знаний: 66%

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов показал:

1. Большинство учащихся имели элементарные навыки коммуникации.

2. Практически все учащиеся использовали новые лексические единицы и грамматические структуры по аналогии со схемой-образцом.

3. Большинство учащихся использовали речевые клише и формулы речевого этикета (но лишь из числа предложенных учителем).

4. Учащиеся были в состоянии использовать отработанный учебный материал в небольших диалогах.

Однако, несмотря на положительные результаты диагностики, многие учащиеся допускали ошибки в употреблении речевого материала, а также:

1. Учащиеся испытывали значительные трудности в ходе общения на английском языке.

2. Некоторые учащиеся с трудом понимали реплики партнера.

3. Не все учащиеся владели необходимым объемом лексического и грамматического материала, многие испытывали трудности при его употреблении в устной речи.

Формирующий этап. Анализ контингента исследуемых.

Группа учащихся, изучающих английский язык, состояла из 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков. Средняя успеваемость составляла 80%. Неуспевающих по данному предмету не было. Среди исследуемых не было учащихся с серьезными отклонениями в психическом или физическом развитии. Учащиеся положительно относились к изучению английского языка, проявляли активность и стремление работать. На уроках вели себя дисциплинированно, не вызывали замечаний, были корректны и вежливы по отношению к учителям и товарищам.

Контролирующий этап.

Целью итоговой диагностики являлось определение уровня развития коммуникативных навыков, знаний лексики и грамматики, умения фонетического оформления речи. Данная цель реализовывалась в решении следующих задач:

1 .Определить степень развития коммуникативных навыков, умения работать в паре (группе).

2. Определить объем активного лексического материала и формул этикета и речевых клише, используемых в диалогической речи.

3. Определить степень развития произносительных навыков.

Диагностика проводилась в форме комплексной игры на этапе закрепления навыков говорения по теме «Времена года». При этом осуществлялся контроль усвоения лексики по данной теме и грамматических структур, а также контроль навыков диалогической и монологической речи на английском языке. В эксперименте принимало участие 15 учеников 3А класса.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Анализ результатов итоговой диагностики

Список учащихся

Лексические навыки

Грамматические навыки

Фонетические навыки

Уровень социокультурной компетенции

Общеучебные навыки

Средний бал

Богомолова М.

4

4

4

4

5

4,2

Василевская Т.

4

4

4

4

4

4

Вышеславцев М.

5

4

5

5

5

4,8

Галиева В.

5

4

5

5

4

4,6

Крутских К.

5

4

5

4

4

4,4

Маслова Д.

4

3

4

4

3

3,6

Мячина С.

5

5

4

5

4

4,6

Оглы Р.

3

4

3

4

3

3,4

Огнев А.

3

4

3

4

3

3,4

Рожкова С.

4

5

5

5

4

4,6

Скрипкина Е.

4

5

5

5

4

4,6

Сумин А.

5

5

5

5

4

4,8

Сутормин С.

3

4

3

4

3

3,4

Хворов Е.

5

4

5

5

4

4,6

Хворова А.

5

5

5

5

5

5

Успеваемость: 100%

Качество знаний: 80%

 

 

 

 

 

 

 

В результате диагностики было выявлено:

1) значительно улучшился навык коммуникации;

2) улучшилось фонетическое и интонационное оформление речи учащихся:

3) качество речи обогатилось лексически.

Однако в ходе диагностики было также выявлено, что:

1) у отдельных учащихся существуют трудности в осуществлении коммуникации в рамках заданных ситуаций;

2) некоторые учащиеся испытывают затруднения в интонационном оформлении различных типов предложений;

имеются значительные различия в употреблении лексики, в ее объеме;

не все учащиеся способны быстро и правильно употреблять усвоенные грамматические структуры при общении.

Сравнение результатов входной и итоговой диагностики роста грамматических, фонетических и лексических навыков по английскому языку свидетельствует о том, что:

- у большинства учащихся английский язык стал любимым предметом;

- значительно повысилась активность учащихся на разных этапах урока в процессе овладения иноязычным общением;

- регулярное использование динамических пауз способствовало повышению интереса к происходящему на уроке и снятию усталости;

- уровень мотивации учащихся к изучению английского языка повысился.

На основе сравнения результатов исходной и итоговой диагностик можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная в ведении, доказана.

Рекомендации для учителя.

Как показывают результаты проведенного эксперимента, использование игровых приемов действительно является мощным средством стимулирования интереса к английскому языку, повышения мотивации в овладении им, позволяет добиться значительного эмоционального подъема, что положительно влияет на качество обучения и повышает его эффективность. Однако совершенно очевидно, что использование данной методики, как и любой другой, не может быть эффективным, если не соблюдаются правила организации учебных ролевых игр, не учитываются психофизиологические и возрастные особенности учащихся, если у учителя отсутствует четкое понимание целей и места использования игры в учебном процессе. Вот некоторые рекомендации по организации и проведению игр:

1 .Перед проведением игры необходимо четко определить цель ее использования и круг формируемых и развиваемых умений и навыков.

2. Выбор формы проведения игры и ее содержание должны быть педагогически и дидактически обоснованы.

3. Игровая ситуация должна вызывать у школьников интерес, желание хорошо выполнить задание, она должна быть адекватной реальной ситуации общения.

4. Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.

5. В игре должны быть задействованы в той или иной мере все учащиеся.

6. Игра должна соответствовать этапу изучения материала, ее место должно быть логически обосновано в учебном процессе.

7. Учитель должен быть по возможности на заднем плане, предоставляя возможность активного участия в игре учащимся.

8. Необходимо объективно оценивать затраты времени на подготовку и проведение игры и ее реальную пользу и эффективность в овладении английским языком.

9. Использование родного языка при проведении игр должно быть сведено к минимуму.

10. .Большое значение при проведении игр отводится атмосфере общения. Она должна быть доброжелательной, творческой, пробуждать у учащихся положительные эмоции.

11 .Особенно важно умение установить контакт с учащимися.

 

 

Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Вы правы,  с применением игровых технологий на уроках иностранного языка особенно в младших классах повышается уровень развития коммуникативных навыков, лексики, грамматики, речи. Какие еще приемы Вы применяете на своих уроках или во внеурочной деятельности? Спасибо

13 комментариев

  1. Прочитав ответ Риты Пирсон, мне вспомнилась замечательная притча.
    Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье.
    Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва,
    чтобы поговорить с учениками.
    Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.
    — Какой смешной старик, — кричали одни.
    — Эй, маленький толстяк, — кричали другие.
    В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях.
    Дед молча поворачивался и уходил.
    Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
    — Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса с одной стороны.
    — У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили с другой.
    — Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.
    Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:
    — Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
    — Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
    Вечером мама мальчика спросила деда:
    — Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?
    — По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
    Нельзя не согласиться с тем, что, безусловно, дети тянуться к знаниям тогда, когда их любят, видят в них поддержку, опору и понимание, когда в них замечают пусть маленький успех, но все же, это их собственный успех, стремление к цели. Учитель – это не профессия, это призвание! Нужно в каждом ребенке увидеть весь потенциал его скрытых возможностей и помочь ему в их раскрытии, чтобы он стал участником образовательного процесса и с удовольствием шел в школу, стремился к знаниям. И, если ребенок не будет чувствовать любовь и внимание учителя, то, действительно, вряд ли такой учитель достигнет тех целей, которые ставит перед собой. Да, он может с него потребовать выучить правило, или стихотворение. Ребенок выучит, но никогда не сможет раскрыться, передать свои эмоции, чувства и переживания. Он просто выучит и все!
    Каким холодом веет от фразы: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей». А разве можно получить любовь за деньги? Конечно же нет. Любовь – это доброта, понимание, принятие человека таким, какой он есть. И, когда взрослый человек, учитель, отдает всю свою любовь детям, она во сто крат возвращается к нему.
    Как приятно, когда видишь, что дети бегут тебе на встречу, чтобы донести пакет с тетрадями, чтобы крепко обнять и рассказать о своем прожитом дне, поделиться самым сокровенным, что у них есть в душе…Когда готовят сюрприз своему учителю на его день рождения своими силами: танцуют, поют, украшают класс, дарят подарки…Да просто хотят сделать что-то приятное! Разве это не показатель ответной любви детей к учителю?
    Да, они шумные, порой, непоседы. Но они – дети! Дети, у которых вся жизнь впереди и задача учителя, как и родителя, – научить ребенка, в первую очередь, быть человеком добрым, отзывчивым, приходящим на помощь в самых различных ситуациях. А без любви учителя к детям это, на мой взгляд, невозможно.

    1. Уважаемая Евгения Анатольевна!
      Спасибо за интересную и поучительную историю. Полагаю, что Ваш комментарий относится к теме форума “Учитель. Дети. Любовь”. Если Вам не сложно, перенесите, пожалуйста, Ваше сообщение на соответствующий форум, где все пользователи смогут с ним ознакомиться и обсудить. Спасибо.

  2. Взаимодействие классного руководителя с родителями
    Взаимодействие классного руководителя и родителей
    (из опыта работы классного руководителя 7-б класса Черкасовой О.Н.)
    Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и уважению других? Как воспитать настоящую личность?
    Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
    Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
    Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки – мама и папа курят; у мальчика, который отказывается работать на практике – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
    Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам:
    1. Уважать.
    2. Доверять.
    3. Помогать.
    4. Учиться.
    5. Благодарить.
    6. Объяснять.
    7. Спрашивать.
    Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
    Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
    Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
    Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
    От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
    В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
    Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
    Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей.
    Вот, например, какие темы родительских собраний запланированы в этом году:
    -Как помочь подростку обрести
    уверенность в себе
    -Нравственные приоритеты семьи
    -Проблемы компьютерной зависимости
    – Как помочь ребёнку преодолеть затруднения в учёбе?
    К каждому родительскому собранию стараюсь подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
    Так, на собраниях рассматривались личностные ориентации детей, каков темперамент вашего ребенка, кто в классе считается самым добрым, самым умным, «самым- самым» и конечно всех всегда интересует рейтинг успеваемости, посещаемости.
    В зависимости от темы родительского собрания стараюсь подготовить памятки, в которых содержатся рекомендации для родителей.
    Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
    В целом посещаемость собраний 82 %.
    Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.
    Родителям нравится быть участниками наших мероприятий. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества.
    Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку.
    Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению Личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не только пришли на праздник, а вместе с ним являются участниками праздника, а то и организаторами. А радость – это и есть здоровьесберегающее чувство.
    Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими.
    Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.
    Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой, и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.
    Вот так участие родителей в мероприятиях и учебном процессе способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и формирования личности.
    Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.

    1. Здравствуйте, уважаемая Ольга Николаевна! Спасибо за то, что поддержали наше обсуждение в рамках круглого стола. Ваш комментарий относится к теме “Родители и школа. Эффективное сотрудничество во имя будущего” ? Прошу Вас перенести Ваше сообщение внутрь соответствующей темы, чтобы пользователи могли его увидеть и обсудить. Спасибо. Если возникнут трудности, напишите. Спасибо.

  3. Я работаю классным руководителем 11 класса. Считаю, что основной формой взаимодействия с родителями в старших классах являются родительские собрания. как театр начинается с вешалки, так и организация проведения родительских собраний начинается с приглашения. Информация о времени проведения собрания передается через учеников за 4-5 дней до даты проведения, а ближе к назначенному времени – личное приглашение от педагога.
    Несмотря на то, что учащиеся 11 класса вполне сформировавшиеся личности, посещаемость родителей высокая.
    На собраниях, как правило, дается общая оценка класса в вопросах учебы, поведения, внеклассной деятельности. На собрания приглашаются учителя-предметники, педагог-психолог, администрация для предоставления более полной информации для родителей. Сами родители с интересом и активно участвуют в он-лай тестах, обсуждении различных ситуаций и выходов из них.
    Таким образом, устанавливается двусторонняя связь,которая заканчивается подведением итогов и принятием общих решений.

  4. Здравствуйте, уважаемая Антонина Михайловна! Исследовательская деятельность школьников – это тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
    Исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что – то новое, постичь неизведанное. Задача педагога — выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности.

    1. Уважаемая Наталия Евгеньевна! Спасибо за подробный ответ. Полностью согласна с тем, что исследовательская работа в современной школе – неотъемлемая часть образовательного процесса, что в нее необходимо включать каждого ученика.

  5. Здравствуйте, Елена Владимировна! Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.
    Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.
    Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц. Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.
    Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

  6. Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна!

    Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.

    Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определяю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4.Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.

    Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц . Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.

    Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

  7. Здравстуйте, Елена Владимировна!!!
    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
    Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
    Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
    Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
    От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
    В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
    Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
    Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей

  8. Уважаемая Антонина Михайловна! С удовольствием прочитала Вашу статью “Об использовании результатов мониторингов для улучшения качества образования”. Проблема, которую Вы затрагиваете, стоит перед каждым учителем достаточно остро. Не будем сами себя обманывать, но приходится участвовать в различного рода мероприятиях «для галочки», для формальной отчетности. Перед нами четко обозначается то, чего от нас ждут. И тут уж учитель должен из кожи вылезти, а дать соответствующий процент. Конечно, это не делает результаты нашей работы объективными.
    Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна. Среди педагогов бытуют самые разнообразные мнения по вопросу необходимости и целесообразности этих работ. С одной стороны, ВПР в школе нужны для анализа образовательной деятельности, актуализируют деятельность учителя и ученика, а с другой, приводят к их перегрузке. Я считаю, что школа должна сама определить, в каких классах и по каким предметам должны проводиться ВПР. Убеждена в том, что КАЖДЫЙ! учебный предмет должен быть заявлен.
    ВПР в нашей школе проводятся спокойно и серьезно. Каждый ученик понимает, что только при хорошем настрое на работу можно иметь положительный результат. Конечно, без двоек не обходится. Но ведь в каждой школе есть очень слабые ученики. И если руководство (любого уровня) это понимает, то и объективность результатов будет 100%.
    При проведении ВПР по русскому языку я сталкиваюсь с проблемой нехватки времени для учащихся на выполнение работы. Я считаю, что ВПР нужны, но они должны быть составлены в соответствии с УМК, по которому обучаются учащиеся. И очень хотелось бы, чтобы сам процесс отчетности по ВПР был упрощен!

  9. Эссе «Новые стандарты – новые возможности».

    «Образование должно быть истинным,
    полным, ясным и прочным».
    (Я. Каменский)
    Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России.
    Реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения, формирова-ние единой системы оценки качества образования, модели инновационной деятельности педагогов высшей школы – актуальные проблемы современного российского образова-ния.
    В Государственной программе четко определены основные приоритеты. Во-первых, это полное удовлетворение потребностей в дошкольных учреждениях. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет должны быть обеспечены качественной подготовкой для дальнейшей учебы в школе. Во-вторых, дети должны обучаться в хороших условиях, с использованием современного оборудования. Качество обучения должно соответствовать Государственным стандартам.
    Считаю, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации феде-рального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы со-временной образовательной системой. В ведение часов на внеурочную деятельность обу-чающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра пре-доставляемых образовательных услуг, создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; материально-технические возможности школы (спортзала, компьютерного класса, актового зала, открытых игровых площадок) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведенная в школе, дает ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.
    А с другой – большая проблема: отсутствие в общеобразовательных школах матери-ально – технической базы, отсутствие мест для занятий, дополнительная загруженность учителей (мне кажется, что внеурочной деятельностью должны заниматься специально подготовленные педагоги), отсутствие условий для нахождения детей в школе, недоста-точно продумано питание (качество пищи недопустимо низкое) и это не смотря на то, что постоянно ведется разговор о здоровом образе жизни. Количество часов физической куль-туры увеличивается, а условий не создается: в спортивном зале занимается по 2 класса одновременно.
    Переход на новые образовательные стандарты – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Соответствовать Стандарту – основная цель педагогических стремлений. С другой стороны, его идеи определяют условия для развития осознанного отношения личности ко всему: духовной работе по осмыслению оценки личностью природы и социума.
    Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятель-ному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Следовательно, деятель-ность учителя сводится к развивающей функции обучения, применению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе деятельностный подход и способствуют разви-тию ученика как личности.
    Я думаю, одной важнейшей целью программы является повышение профессиональ-ного мастерства самих работников образования т.к. в конечном счете, успех образова-тельного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.
    По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – человек широкого кругозора, обладающий необходимыми компетентностями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.
    Мир, в котором живет современное человечество, уже не может существовать без компьютерной техники и цифровых технологий. Поэтому современное образование не может существовать без внедрения информатизации в образовательный процесс.
    Уже нельзя будет работать по старому и чтобы соответствовать современным требованиям нужно отказаться от многих стереотипов в своей работе. А кратко это звучит так: или ты находишь в себе силы и готовность к перерождению или тебе нет места в современном образовании.
    Несмотря на то, что мною пройдены курсы по ФГОС, изучены множественные материалы по этой теме, еще предстоит огромный труд по обобщению, осмыслению, а главное по систематизированию этих знаний, применению новых технологий и методов в своей работе. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
    Конечно, что в школе нужно что-то менять. В школе необходимо создать условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Мне кажется, для работы в новых условиях каждому из нас необходимо пересмотреть арсенал педагогических технологий, которые мы используем в своей работе.
    Я уверена, что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. Нам известно также, что в условиях введения образовательных стандартов второго поколения главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя – создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности. То есть, теоретически мы подкованы. Остается на практике закрепить свои знания и суметь применить их в свете преобразований.

  10. В своей работе я стремлюсь не просто передавать своим подопечным знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. Для этого я использую на всех уроках технологию проблемного обучения.

    Проблемные вопросы находятся вокруг нас, стоит только оглянуться и мы увидим то, что мы не знаем или знаем плохо.

    Почему эти иллюстрации собраны в один ряд. Какая между ними связь?

    Правильно ли художник нарисовал историческую картину. Найди ошибки.

    Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Обсуждение закрыто.