Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании личности

Сегодня перед школой поставлена задача не только и не столько в объяснении новых знаний, сколько  в организации открытия этих знаний детьми. Речь идет о развивающем обучении,  когда учащиеся самостоятельно решают возникающие перед ними задачи. Обществу нужно образованное поколение. К одному из признаков образованности человека русский книговед и писатель Рубакин Николай Александрович отнес активность – «умение не приспосабливаться к окружающей среде…, а, напротив, в этой самой среде… прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни».

       Для достижения этой цели перед учителем поставлены следующие задачи:

• выявление наиболее одаренных учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

• совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;

• формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования);

• формирование более глубокого и многогранного восприятия окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

• участие со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, района, области конкурсах, олимпиадах, конференциях;

• поддержание тесного контакта с родителями и взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

В мировой истории достаточно примеров, подтверждающих мысль о трудностях выявления признаков одаренности у детей. В своей книге «Педагогическая генетика. Родословная альтруизма» В.П. Эфроимсон указывает на целый ряд выдающихся личностей, которых в подростковом возрасте записали в безнадёжные ученики. Это:

- немецкий химик Юстус Либих,

- английский государственный деятель, оратор и писатель Уинстон Черчиль,

- философ, врач, музыковед, органист Альберт Швейцер,  

- всемирно известный американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон,

- великий физик XX века, создатель специальной и общей теории относительности, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн.

«Неужели кто-либо может сказать, что эти люди были действительно неспособны?» – замечает автор идеи «бесчисленности человеческих пирамид», и продолжает: «Без сомнения можно утверждать, что они были неспособны учиться в неподходящих для них школах у непонимающих их учителей. Они были неспособны учиться так же, как все остальные ...» (Эфроимсон, В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. – М.: Время знаний, 2010. – 240 с.)

Предмет физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования. Как активизировать деятельность ребенка, когда количество преподаваемых предметов увеличивается, а количество часов, отводимых на преподавание физики, уменьшается?

       В последние годы в школах большую популярность приобретает научно-исследовательская деятельность учащихся. Естественно, это ни в коем случае не научно-исследовательская работа, предполагающая открытие новых законов мироздания. Ученическое исследование – это такая форма работы со школьниками, в результате которой дети знакомятся с методами научного исследования, учатся наблюдать, собирать, обрабатывать и анализировать собранный материал, обобщать данные, формулировать выводы. Ученическое исследование – это маленькое открытие уже открытых научных положений и закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна не столько научными выводами, сколько возможностью раскрыть творческие способности школьника. Организация и подготовка такого вида деятельности требует от учителя и учащихся огромных затрат времени, поиска и анализа большого количества источников. Но важен результат, когда ребенок осознает себя автором открытия, пусть небольшого, пусть уже давно известного.

         Выбор темы исследовательской работы связан не только с актуальностью данной проблемы, но и с интересами учащихся.  И здесь учитель должен стать достойным руководителем, опорой в развитии интересов своих подопечных.
     

         Оказавшись на пороге взрослой жизни,  выпускники задумались о влиянии цветовосприятия на свой выбор будущей профессии. Одна из последних работ – «Роль цветовосприятия при выборе профессии» - направлена на определение цветового зрения у старшеклассников.  Так как данная тема носит деликатный характер, исследование проводилось совместно с педагогом-психологом.

В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с учителем, приобретая  неоценимый практический опыт сбора, обработки и презентации научной информации, опыт делового общения как со сверстниками, так и со взрослыми. В процессе тренировочных выступлений обучающийся предстаёт в роли преподавателя. И наконец, на конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт школьника, который необходим для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников.

При защите своих исследовательских работ школьники учатся отстаивать свои мнения, приводить аргументы, доказательства. Каждый раз, наблюдая за ними во время их выступления перед аудиторией, замечаю, что шаг их становится тверже, появляется уверенность в голосе, вера в то, что они говорят. Ведь как сказал один из участников конференции: «Главное то, что я победил свой страх».

         Современная школа должна развивать в учениках личную инициативу в познании, творческий подход в мышлении, желание самому доходить до истины, тем самым проверяя их верность. Дар наблюдательности, творчества, умение делать выводы и совершать открытия – все это есть в наших детях. Нужно только подобрать ключик к этим способностям и завести ту пружинку, которая находится внутри каждого ребенка. 

В заключение приведу слова русского педагога Вахтерова Василия Порфирьевича: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Удаленный пользователь отреагировал на эту запись.
Удаленный пользователь

Здравствуйте, Галина Серафимовна! Спасибо Вам за интересную и познавательную тему! Действительно, "открытие Америки" (пусть уже даже открытой кем-то) вызывает у ребенка бурю положительных эмоций и гордость за себя! Меня очень заинтриговала тема "Роль цветовосприятия при выборе профессии". Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Как цветовосприятие влияет на выбор профессии?

Здравствуйте, Галина Серафимовна! Действительно, победа над собственным страхом- это решение одной из проблем.При проведении исследовательской работы учащийся сталкивается с различными проблемами, но при этом он самостоятельно ищет выход из возникших ситуаций, приобретая при этом положительные качества: расширяет кругозор, учиться общаться, развивает качества лидерства, развитой личности.Несомненно, что в реальной жизни навыки общения, умение отстаивать свою точку зрения должны помочь ребенку и в выборе будущей профессии и в жизни.

Михина .Н.С.

Здравствуйте, Наталья Сергеевна!

Нарушение цветового восприятия (цветовая слепота) носит название дальтонизм. Дальтонизм не является серьезным заболеванием, так как он не влияет на остроту зрения, но его наличие может оказать серьезное влияние на работу людей, связанную с цветовосприятием или цветопередачей.

Цветовая  слепота  может  ограничить  возможности человека при исполнении тех или иных профессиональных навыков таких специалистов, как врачей, водителей, моряков и лётчиков, так как от правильности зрения  зависит жизнь многих людей.

В  работе проводились исследования учащихся 9-11 классов нашей школы по таблицам Рабкина, тестирование на компьютере в онлайн-режиме, исследования с помощью дифракционной решетки  и др. Исследования проводились вместе с психологом. Было выявлено два человека с небольшими отклонениями в восприятии цвета.