Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Работа с одаренными детьми как один из факторов повышения качества образования

 

Работа с одаренными детьми как один из факторов повышения качества образования 

Серикова Н.Н.

Учитель истории и обществознания

 МБОУ Кочетовской СОШ 2018г.
В свете Концепции модернизации много говорят о повышении качества образования. Остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Одним из его составляющих, несомненно, является работа с одаренными детьми. 
«Качество образования» и «одаренные дети» - это два взаимосвязанных понятия. Раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Именно поэтому необходимы меры по активизации работы с одарёнными детьми. Одарённым детям должны быть представлены условия, позволяющие в полной мере реализовать их возможности. Задача системы образования заключается в том, что, создав условия для всестороннего развития каждого ученика, необходимо найти и помочь каждому ребёнку развиться в той области творчества, где он наиболее активно сможет проявить свои способности и таланты.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

При определении понятия «одаренность» мы взяли за основу классификацию известного специалиста в области детской одаренности Лейтеса Н.С., выделившего четыре категории детей, которых принято считать одаренными.

·                   Детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (IQ)

·                   Детей с высоким уровнем творческих способностей

·                   Детей достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты – их чаще называют талантливыми).

·                   Детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
При этом необходимо учитывать, что выявление и развитие специфических способностей индивида в той сфере деятельности, к которой он наиболее предрасположен, должно осуществляться параллельно с общим комплексным развитием - нравственным, интеллектуальным, эстетическим, физическим – и на его основе. Только так может быть решена задача создания условий для формирования целостной человеческой личности, творческой, активной, трудолюбивой, обладающей выраженной гражданской позицией, умеющей принимать решения и берущей на себя ответственность за их реализацию
В нашей школе созданы условия, способствующие развитию у школьников различных видов одаренности.
Действует программа работы с одаренными детьми, создан банк одаренных детей школы, проводятся семинары-практикумы с учителями по вопросам выявления таких детей. 
При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе проводятся уроки творчества, работа в кружках, развивающие экскурсии, творческие конкурсы, викторины и др.
Для одаренных детей и подростков среднего школьного возраста расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативные занятия, значительную роль играет обучение по индивидуальным программам.
Большую помощь в обучении и развитии одаренных учащихся оказывает школьное научное общество в рамках которого ежегодно проводятся научно-практические конференции.
На базе школы работают кружки дополнительного образования, учащиеся которых добиваются высоких результатов в конкурсах различных уровней.
Полученные знания и умения школьники применяют на фестивалях, на международном математическом конкурсе «Кенгуру», на всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений.. Хочется так же отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельности, в школе действует научное общество учащихся «Эрудит».
Конечно, зная и понимая, что одаренные дети требуют особого подхода, центральное место в системе образования школы занимает психологическая служба, работа которой направлена на создание образовательной среды, удовлетворяющей интересы одаренного ребенка, на оказание помощи родителям по организации социальной жизни ребенка, классным руководителям, учителям предметникам по безболезненному вхождению ребенка в классный коллектив, по формированию у одноклассников адекватного представления о его особенностях, проводится коррекционная работа при наличии поведенческих социально- психологических проблем, проблем в обучении, внутриличностных проблем.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей школы постоянно учится, совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации.
Для решения проблемы работы с одаренными детьми необходима реализация следующих направлений:
разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;
организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
анализ результативности таких занятий;
организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;
разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;
внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;
совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.
Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.

Конечно, в образовании грядут большие перемены. Во многом работа Министерства образования РФ сегодня направлена не только на повышение качества образования ученика, но и педагога.

Министр образования Ольга Васильева сообщила 10 октября на «правительственном часе» в Совете Федерации, что В начальной школе появятся обязательные уроки шахмат

Если в прошлом году о введении уроков шахмат в школе ходили только разговоры, то теперь появилась официальная информация: занятия появятся в обязательной программе начальной школы уже в ближайшие два года.

Занятия будут проходить один раз в неделю и, по словам Васильевой, не потребуют от учителей дополнительных компетенций.

«Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с повышением качества образования наших детей. Это правда, это во всех странах. У нас 40 регионов играют в шахматы, и они показывают абсолютно другие оценки», — отметила глава ведомства.

У наших детей всегда были большие способности к этой игре. Так, буквально на днях сборная России заняла первое место на Всемирной шахматной олимпиаде среди детей до 16 лет.

Немаловажным является то, что Минобрнауки усилит контроль проведения Всероссийской олимпиады школьников.

Забавно, что по статистике 40% победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников не могут преодолеть минимальный порог ЕГЭ по предметам, которые они выбирают в качестве профильных.

Считается, что сейчас олимпиады — одна из главных лазеек для тех, кто хочет заполучить бюджетное место в вузе коррупционным путем.

На муниципальных этапах олимпиад мы можем в этом лишний раз убедиться: в основном призовые места получают обучающиеся членов жюри, то есть проверяющих данные работы.

Так что Министерство образования усилит контроль проведения олимпиад, в том числе с помощью установки видеокамер.

Не стоит забывать о том, что на пути к повышению качества образования много трудностей и преград. Наша задача, воспитывая интеллектуально развитую личность, помнить о нравственных началах. Ведь интеллектуальность без нравственности как в ребенке, так и во взрослом ничто.  Наша цель – воспитывать нравственных интеллектуалов!

«Я советую всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы». (В.А.Сухомлинский)

Здравствуйте, Наталия Николаевна! Есть ли среди Ваших учеников такие, которые с головой погружены в Ваш предмет? В чем конкретно состоит Ваша работа с такими детьми?  Спасибо

Здравствуйте, Галина Серафимовна! Такие дети есть, и ,как правило, они те самые особенные, которых относят к категории одаренных.  Свою работу с такими детьми я четко планирую, изучаю индивидуальные особенности таких детей. Для этого использую беседы с родителями, анкетирования, тренинги. Включаю в работу с такими детьми проблемно-исследовательские и модульные методы обучения, разрабатываю дифференцированные задания, отслеживаю и фиксирую результаты. В работе с такими детьми мне отводится роль консультанта и координатора.