Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Организация научно-исследовательской работы со школьниками на уроках биологии и во внеурочное время .

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

  Согласно требованиям  Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного  общего  образования,  одной из приоритетных задач современной школы  является  создание необходимых и  полноценных условий для личностного  развития каждого ребенка, формирование активной жизненной позиции.

   Одним из важнейших  условий повышения эффективности учебного процесса  является организация  учебной деятельности, направленная на формирование у обучающихся исследовательских умений, которые не только помогают  им лучше справляться с требованиями  программы, но и развивать у них логическое мышление, создавать внутренний мотив учебной деятельности.

   У учащихся Хоботовского филиала МБОУ Новоникольской СОШ    формирование исследовательских навыков  происходит не только на уроках биологии, но и во внеклассной работе. В школе реализуется  программа   дополнительного образования «Глобус». Эта программа дополняет  школьные базовые программы. На занятиях дети  проводят эксперименты, осуществляют наблюдения за объектами живой природы, заботятся о них.  Итогом такой работы  является   создание проектов.

  На уроках  и во внеурочное время  я  использую  несколько видов исследовательской деятельности:  поисковую, экспериментальную, проектную, творческую и другие.

    Организация  исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, (урок – семинар, урок – защита идей, урок – ролевая игра, урок – конференция и др.),дополнительное обучение, проектную деятельность, групповую, индивидуальную, парную формы работы  -формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.

     В процессе осуществления  исследовательской  деятельности  обучающиеся  приобретают богатый опыт  совместной деятельности со сверстниками  и взрослыми. Кроме того,  научно-исследовательская деятельность  межпредметна. Она позволяет  использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

     Научно-исследовательская  деятельность  школьников направлена на результат, который получается при решении той или  иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат- опыт деятельности, становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания  и умения, концепции и ценности.

   Школьники с исследовательской потребностью  любят решать разные  задачи, стремятся  сами  находить  правильные ответы.

   Выполнение  научно-исследовательских работ  воздействует на  учащихся нашей школы положительно, так как  пробуждает интерес к решению  экологических проблем,  в особенности к изучению проблем  родного края. Творческая закалка, полученная  в процессе исследовательской деятельности, позволяет развивать интеллектуально-творческую инициативу учащихся, формирует характер, настойчивость и ответственность за результат исследования.

   В основе организации   современного процесса  обучения и деятельностного подхода к исследованию лежит идея развития учащегося через осуществляемую  им самим деятельность. Этот подход  предусматривает  создание особого пространства учебной деятельности, в которой ученик осваивает  способы познания и механизмы обретения новых знаний. 

      На протяжении нескольких  лет  обучающиеся  нашей школы неоднократно становились  победителями,  лауреатами и дипломантами муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов  по биологии, были  награждены грантами от администрации Тамбовской области и Мичуринского района.

Уважаемая Наталия Евгеньевна! Спасибо за интересное раскрытие темы. Действительно, без элементов исследовательской деятельности современный урок нельзя представить. Но все ли учащиеся могут заниматься исследовательскими проектами или это только для одаренных детей?

Здравствуйте, уважаемая Наталия Евгеньевна! С  интересом познакомилась с Вашим опытом работы. Вы говорите о различных видах научно исследовательской деятельности. Не могли бы вы подробнее рассказать о реализации поисковой исследовательской  работе с учащимися. Насколько мне известно, этот вид  научно исследовательской деятельности требует большого количества времени и других ресурсов.

Здравствуйте, уважаемая  Антонина Михайловна!

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

Исследовательская деятельность школьников –  это  тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.  Исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.  Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что - то новое, постичь неизведанное. Задача педагога — выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть  способности.

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна!

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

    Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика  и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо  увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае  необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.

   Я  использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определим их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно.  3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции.        4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.

   Для  выполнения исследовательской работы  существует   много разнообразных  и сложных  в исполнении методик.  Поэтому учителю необходима консультация  и помощь   в определенных  вопросах  у более профессиональных и компетентных   специалистов. Не всегда есть  современное  и необходимое  оборудование.  Например, ученицей   нашей школы   была выполнена  исследовательская работа «Эколого-фаунистическая  структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного  состава жужелиц  проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы  являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы.  Очень сложно было определить видовой состав жужелиц . Поэтому мы обратились  за помощью и консультациями к  преподавателям  Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.

  Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя.  Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

Закревская Елена и Удаленный пользователь отреагировали на эту запись.
Закревская ЕленаУдаленный пользователь

Наталия Евгеньевна! Спасибо за интересный и подробный ответ. Действительно, интерес открытия - это великая сила. И способная на многое сподвигнуть. И очень важно, чтобы в нужный момент на пути ребенка появился педагог, который направит его в нужное русло и подскажет, как делать открытия. Исследование - это всегда творческий процесс, думаю, что и прежде всего учитель должен быть "заражен" интересом открытий. Ведь без этого процесс будет формален. Вы описываете приемы, которыми заинтересовываете учащихся. Думаю, что осознание собственной значимости из них самый действующий. Вспоминаю себя в этом возрасте, всегда было нужно повышение самооценки.

Удаленный пользователь отреагировал на эту запись.
Удаленный пользователь

Здравствуйте, уважаемая Наталия Евгеньевна! Спасибо за то,что поделились с нами своим опытом работы! Очень интересный материал! Конфуций говорил: "Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать- и я пойму!" Я думаю это высказывание как нельзя лучше характеризует научно- исследовательскую работу учеников. Дети гораздо лучше запоминают, "погружаясь" в деятельность. Скажите, а какие именно стороны экологических проблем родного края исследовали Ваши ученики? В каких экологических проектах они участвовали?

Елена Владимировна! Полностью с Вами согласна в том,что в школьном возрасте (да и не только) очень важно поддержание адекватной самооценки. Важно,чтоб учитель вовремя распознал и поддержал малейшие проявления творческого начала, таланта ребенка. Все начинается с учителя,и ученику всегда важно как учитель его оценивает. Творческие проекты, научно- исследовательская работа- все это способствует раскрытию внутреннего потенциала детей.

На мой взгляд, любой ребенок способен на исследовательскую работу, просто в разной степени. Все дети одарены природой. Только важно распознать в чем именно они могут себя проявить.