Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Опыт как исследовательский метод обучения в начальной школе.

Важным условием для развития детской любознательности, потребности познания окружающего мира, познавательной активности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, которая бы стимулировала активные формы познания: наблюдение, обсуждение различных мнений, предположения, опыты, эксперименты…
Современные тенденции развития образования подразумевают выдвижение на первый план задачи развития учащихся на основе их внутреннего потенциала. Формирование у школьников естественнонаучной культуры как компонента единой культуры, становится в ряд важных проблем фундаментального образования, решение которых необходимо начинать уже в начальной школе. Необходимо включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.
Познавательная деятельность школьника начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в изучении предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он сам ставит перед собой. В настоящее время опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать в качестве одного из основных путей познания, наиболее полно соответствующего природе ребенка и современным задачам обучения.
В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, выдаваемых учителем. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.
Какие же эксперименты и опыты можно проводить в начальной школе? Самые разнообразные. Опыты предваряются и сопровождаются рассказом учителя, обсуждением, дискуссией по поводу наблюдаемых явлений. Таким образом, к пониманию основополагающих законов природы школьник приходит в результате собственного размышления и сопоставления фактов, а не получает знания в готовом виде. К таким «живым», полученным на собственном опыте сведениям о мире, у детей возникает совершенно иное, эмоциональное отношение.
Наблюдения и опыты составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения природы. У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому им легче запомнить конкретные предметы или явления, чем их описания или сухие определения. Именно через наблюдение или постановку опыта учащиеся наиболее полно могут изучать окружающий мир.
Приведу несколько занимательных примеров:
1. «Свет и цвет»:
Показать, как при смешении основных цветов получается белый цвет.
Разделить круг из картона радиусом 10 см на 12 равных секций. Вырезать из бумаги 12 секций основных цветов, приклеить их на круг в том порядке, в котором они чередуются в радуге («каждый охотник желает знать…»). Проткнуть круг в середине карандашом и быстро закрутить. Появляется молочно-белый цвет.
2. «Водяная лупа»:
Показать, как выпуклая форма стакана и вода играют роль лупы. Поставить книгу за стаканом с водой. Если посмотреть сквозь стакан, текст на книге будет увеличенным.
3.«Воздух. Живые змейки»:
Показать, как поток теплого воздуха поднимается вверх. Дать учащимся задание вырезать из бумаги несколько спиралей. Продеть нить через центр спирали. Подвесить спираль и зажечь под ней свечу. Спираль начнет закручиваться. Если убрать свечу, спираль закрутится в противоположном направлении.
4. «Компас»:
На самодельном устройстве показать принцип действия компаса. Отрезать от пробки круг толщиной 1 см, положить в блюдце с водой. Намагнитить булавку, потерев ее о магнит в одном и том же направлении в течение минуты. Положить на пробку. Это будет стрелка нашего компаса. Она повернется по оси "север-юг".
5 «Кислород»:
Показать роль кислорода в процессе горения, дать понятие о составе воздуха.
Установить свечу на блюдце, налить в него немножко воды, зажечь и накрыть стаканом. Через некоторое время свеча погаснет, а вода поднимется по стенкам стакана вверх.
6.«Вода. Цветные льдинки»:
Наблюдать процесс растворения краски в воде, замерзания.
Учащиеся добавляют в воду краску, наблюдают как она растворяется, выливают в формочки, вставляют нити. Замороженные льдинки можно развесить на дереве (опыт проводится зимой).
7.«Космос. Модель Солнечной системы»:
Наглядно показать, как движутся планеты и спутники вокруг Солнца.
Провести игру, где дети представляют светило, планеты и спутники в движении. На такой «живой модели» легко объяснить чередование дня и ночи, астрономическое значение понятий «сутки», «год» и «время года».
8. «Обесцвеченная трава»:
Показать значение солнца для образования зеленого пигмента хлорофилла.
Положить лист плотного картона на газон. Через несколько дней можно наблюдать, что трава под ним пожелтела из-за отсутствия солнца.
8.«Невидимый мир. Микроскоп»:
Показать, как можно с помощью микроскопа рассмотреть невидимые иначе объекты: волосы, пыльцу растений, мох, капли воды из лужи, кристаллы соли, части тела мелких насекомых, пух тополя, семена и т.п.
Таким образом, можно определить учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в сети Интернет, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Но следует отметить ещё один важный момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть в душе исследователем.