Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района
Инструкция по работе в сетевых мероприятиях на сайте МКУ Информационно-методического центра
Многоуровневый подход к организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Цитата: Татьяна Валентиновна Захарова от 09.10.2018, 13:59Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Наиболее характерными преимуществами многоуровневой подготовки учащихся являются: а) направленность на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе — эмоциональное и интеллектуальное; б) подготовка к образованию «через всю жизнь» в отличие от образования «на всю жизнь», т. е. подготовка к непрерывному образованию; ориентация на самообразование.[1].
Многоуровневое обучение — это реакция образования на становление открытого общества, ведущей характеристикой которого является отказ от статичности, готовность и способность к переменам, ценностное отношение к знаниям.[2]
Таким образом, ведущая функция открытого, многоуровневого образования — ориентация на развитие творческих способностей личности и ее индивидуальности. Этому подчинены все задачи многоуровневой подготовки: разработка и внедрение фундаментальных, элективных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др. В таких условиях научно-исследовательская работа учащихся приобретает едва ли не ведущую роль.
Во-первых, овладение фундаментальными, элективными и интегративными учебными предметами требует от учащихся владения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными.
Во-вторых, научно-исследовательская работа позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, особенности восприятия мира.
В-третьих, в исследовательской деятельности гармонично реализуются как рациональность, так и эмоциональность личности.
В-четвертых, научно-исследовательская работа учеников — один из ведущих путей гуманизации образования.
Обратимся к особенностям научно-исследовательской работы
учащихся.
1. Научно-исследовательская работа учащихся становится обязательным, необходимым компонентом подготовки к учебным дисциплинам. Я имею в виду изучение, направленное на раскрытие современного состояния изучаемой науки, проблем,
их истоков и методов решения. Этот компонент содержания учебного предмета неизбежно потребует от учащегося воображения, исследовательского подхода. Одним только заучиванием материала ограничиться здесь нельзя. Но такой путь к изучению определенного предмета окажется результативным лишь в том случае, если
учащиеся будут подготовлены к процессу освоения проблемно-исследовательского содержания учебного предмета.2. Организация научно-исследовательской работы становится многоуровневой, учитывающей все стратегии образования.
Научно-исследовательская работа учащегося может быть определена как его деятельность, направленная на выработку нового знания: постановку проблемы, формулирование идеи и гипотезы исследования, выбор и применение определенных методов, доказательное оформление полученных результатов — новых знаний.
Основу содержания научно-исследовательской работы образует подготовка школьника к вычленению, поиску, постановке проблемы и ее решению теоретическими и эмпирическими методами научного познания.
Личностное значение исследовательской деятельности заключается в том, что в идеале она воспитывает самостоятельность и творчество, независимость и ответственность за свою позицию, сдержанность и критичность в оценке результатов своих и чужих исследований, бескорыстие научного поиска, способность взглянуть на действительность под новым углом зрения. Добросовестно выполненное исследование конструктивно по своей сути, оно утверждает исследователя, дает ему ощущение личностной значимости.
Современное состояние научно-исследовательской работы учащихся средней школы далеко не всегда отвечает ее образовательному и личностному значению. Ученики, как правило, не умеют самостоятельно вычленить проблему, определить цель исследования и соотнести ее с проблемой, не знакомы с этапами и методами научной работы, не умеют определить и оформить гипотезу работы, испытывают трудности в аргументации своей позиции, довольно часто сводят исследование к компиляции или перефразированию прочитанной литературы. Причинами всего этого, на мой взгляд, являются: а) незнание или слабое знание методологии научного исследования, подходов к исследованию, структуры процесса исследования; б) неумение выделить проблему, определить ее актуальность, продуцировать идею исследования, четко обозначить его концепцию, реализовать поиск информации и фиксировать ее в планах, тезисах, обзорах; в) отсутствие навыков построения текста научных исследований разных жанров: некритичность, несамостоятельность в выводах, отсутствие культуры ссылок и цитирования.
На этом этапе ведущую роль занимают профессиональные знания учителя. Целью педагога является обучение ведению самостоятельного научного исследования.
Знания о научном исследовании и отдельные исследовательские умения — это основа, фундамент подготовки учащихся к их научной работе, которую необходимо организовать.
Предлагаемая организация научно-исследовательской работы даст учащимся возможности для творческого самовыражения в исследовательской деятельности, будет способствовать формированию и реализации проблемно-исследовательского подхода к изучению дисциплин учебного плана и позволит повысить уровень подготовки.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Наиболее характерными преимуществами многоуровневой подготовки учащихся являются: а) направленность на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе — эмоциональное и интеллектуальное; б) подготовка к образованию «через всю жизнь» в отличие от образования «на всю жизнь», т. е. подготовка к непрерывному образованию; ориентация на самообразование.[1].
Многоуровневое обучение — это реакция образования на становление открытого общества, ведущей характеристикой которого является отказ от статичности, готовность и способность к переменам, ценностное отношение к знаниям.[2]
Таким образом, ведущая функция открытого, многоуровневого образования — ориентация на развитие творческих способностей личности и ее индивидуальности. Этому подчинены все задачи многоуровневой подготовки: разработка и внедрение фундаментальных, элективных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др. В таких условиях научно-исследовательская работа учащихся приобретает едва ли не ведущую роль.
Во-первых, овладение фундаментальными, элективными и интегративными учебными предметами требует от учащихся владения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными.
Во-вторых, научно-исследовательская работа позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, особенности восприятия мира.
В-третьих, в исследовательской деятельности гармонично реализуются как рациональность, так и эмоциональность личности.
В-четвертых, научно-исследовательская работа учеников — один из ведущих путей гуманизации образования.
Обратимся к особенностям научно-исследовательской работы
учащихся.
1. Научно-исследовательская работа учащихся становится обязательным, необходимым компонентом подготовки к учебным дисциплинам. Я имею в виду изучение, направленное на раскрытие современного состояния изучаемой науки, проблем,
их истоков и методов решения. Этот компонент содержания учебного предмета неизбежно потребует от учащегося воображения, исследовательского подхода. Одним только заучиванием материала ограничиться здесь нельзя. Но такой путь к изучению определенного предмета окажется результативным лишь в том случае, если
учащиеся будут подготовлены к процессу освоения проблемно-исследовательского содержания учебного предмета.
2. Организация научно-исследовательской работы становится многоуровневой, учитывающей все стратегии образования.
Научно-исследовательская работа учащегося может быть определена как его деятельность, направленная на выработку нового знания: постановку проблемы, формулирование идеи и гипотезы исследования, выбор и применение определенных методов, доказательное оформление полученных результатов — новых знаний.
Основу содержания научно-исследовательской работы образует подготовка школьника к вычленению, поиску, постановке проблемы и ее решению теоретическими и эмпирическими методами научного познания.
Личностное значение исследовательской деятельности заключается в том, что в идеале она воспитывает самостоятельность и творчество, независимость и ответственность за свою позицию, сдержанность и критичность в оценке результатов своих и чужих исследований, бескорыстие научного поиска, способность взглянуть на действительность под новым углом зрения. Добросовестно выполненное исследование конструктивно по своей сути, оно утверждает исследователя, дает ему ощущение личностной значимости.
Современное состояние научно-исследовательской работы учащихся средней школы далеко не всегда отвечает ее образовательному и личностному значению. Ученики, как правило, не умеют самостоятельно вычленить проблему, определить цель исследования и соотнести ее с проблемой, не знакомы с этапами и методами научной работы, не умеют определить и оформить гипотезу работы, испытывают трудности в аргументации своей позиции, довольно часто сводят исследование к компиляции или перефразированию прочитанной литературы. Причинами всего этого, на мой взгляд, являются: а) незнание или слабое знание методологии научного исследования, подходов к исследованию, структуры процесса исследования; б) неумение выделить проблему, определить ее актуальность, продуцировать идею исследования, четко обозначить его концепцию, реализовать поиск информации и фиксировать ее в планах, тезисах, обзорах; в) отсутствие навыков построения текста научных исследований разных жанров: некритичность, несамостоятельность в выводах, отсутствие культуры ссылок и цитирования.
На этом этапе ведущую роль занимают профессиональные знания учителя. Целью педагога является обучение ведению самостоятельного научного исследования.
Знания о научном исследовании и отдельные исследовательские умения — это основа, фундамент подготовки учащихся к их научной работе, которую необходимо организовать.
Предлагаемая организация научно-исследовательской работы даст учащимся возможности для творческого самовыражения в исследовательской деятельности, будет способствовать формированию и реализации проблемно-исследовательского подхода к изучению дисциплин учебного плана и позволит повысить уровень подготовки.
Цитата: Удаленный пользователь от 11.10.2018, 21:03Здравствуйте, Татьяна Валентиновна! Спасибо за интересную тему! Действительно, наряду с положительными сторонами, существуют еще и свои трудности в организации научно- исследовательской работы учеников. Скажите, как Вы помогаете ученикам преодолеть возникающие у них трудности при подготовке и проведении исследовательской работы?
Здравствуйте, Татьяна Валентиновна! Спасибо за интересную тему! Действительно, наряду с положительными сторонами, существуют еще и свои трудности в организации научно- исследовательской работы учеников. Скажите, как Вы помогаете ученикам преодолеть возникающие у них трудности при подготовке и проведении исследовательской работы?