Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Многоуровневый подход к организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

          Наиболее характерными преимуществами многоуровневой подготовки учащихся являются: а) направлен­ность на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе — эмоциональное и интеллектуаль­ное; б) подготовка к образованию «через всю жизнь» в отличие от образования «на всю жизнь», т. е. подготовка к непрерывному образованию; ориентация на самообразование.[1].

         Многоуровневое обучение — это реак­ция образования на становление открытого общества, ведущей характеристикой которого является отказ от статичности, готовность и способность к переменам, ценностное отношение к знаниям.[2]

        Таким образом, ведущая функция открытого, многоуровневого образова­ния — ориентация на развитие творчес­ких способностей личности и ее индиви­дуальности. Этому подчинены все задачи многоуровневой подготовки: разработка и внедрение фундаменталь­ных, элективных, интегративных учеб­ных предметов, различных образователь­ных стратегий, обучение методам само­образования и др. В таких условиях научно-исследовательская работа учащихся приобретает едва ли не ведущую роль.

Во-первых, овладение фундаменталь­ными, элективными и интегративными учебными предметами требует от учащихся владения методами научного позна­ния и исследовательскими умениями как умениями учебными.

Во-вторых, научно-исследовательская работа позволяет наиболее полно про­явить индивидуальность, творческие способности, особенности восприятия мира.

В-третьих, в исследовательской дея­тельности гармонично реализуются как рациональность, так и эмоциональность личности.

В-четвертых, научно-исследовательская работа учеников — один из ведущих путей гуманизации образова­ния.

                                 Обратимся к особенностям научно-ис­следовательской работы

                    учащихся.

1.  Научно-исследовательская   работа учащихся становится обязательным, не­обходимым компонентом подготовки к учебным дисциплинам. Я имею в виду изучение, направленное на раскрытие современно­го состояния изучаемой науки, проблем,
их истоков и методов решения. Этот компонент содержания учебного предмета  неизбежно  потребует  от учащегося воображения, исследовательского подхо­да. Одним только заучиванием материала ограничиться здесь нельзя.  Но такой путь к изучению определенного предмета окажется результа­тивным   лишь   в   том   случае,   если
учащиеся будут подготовлены к процессу освоения проблемно-исследовательского содержания учебного предмета.

2.  Организация научно-исследователь­ской работы становится многоуровне­вой, учитывающей все стратегии образования.

Научно-исследова­тельская работа учащегося может быть определена как его деятельность, направ­ленная на выработку нового знания: постановку проблемы, формулирование идеи и гипотезы исследования, выбор и применение определенных методов, доказательное оформление полученных ре­зультатов — новых знаний.

         Основу содержания научно-исследова­тельской работы образует подготовка школьника к вычленению, поиску, поста­новке проблемы и ее решению теорети­ческими и эмпирическими методами научного познания.

Личностное значение исследователь­ской деятельности заключается в том, что в идеале она воспитывает самостоятель­ность и творчество, независимость и от­ветственность за свою позицию, сдержан­ность и критичность в оценке результатов своих и чужих исследований, бескорыс­тие научного поиска, способность взгля­нуть на действительность под новым уг­лом зрения. Добросовестно выполненное исследование конструктивно по своей сути, оно утверждает исследователя, дает ему ощущение личностной значимости.

           Современное состояние научно-иссле­довательской работы учащихся средней школы далеко не всегда отвечает ее образовательному и личностному значе­нию. Ученики, как правило, не умеют самостоятельно вычленить проблему, оп­ределить цель исследования и соотнести ее с проблемой, не знакомы с этапами и методами научной работы, не умеют определить и оформить гипотезу работы, испытывают трудности в аргументации своей позиции, довольно часто сводят исследование к компиляции или пере­фразированию прочитанной литературы. Причинами всего этого, на мой взгляд, являются: а) незнание или слабое знание методологии научного исследова­ния, подходов к исследованию, структу­ры процесса исследования; б) неумение выделить проблему, определить ее акту­альность, продуцировать идею исследо­вания, четко обозначить его концепцию, реализовать поиск информации и фик­сировать ее в планах, тезисах, обзорах; в) отсутствие навыков построения текста научных исследований разных жанров: некритичность, несамостоятельность в выводах, отсутствие культуры ссылок и цитирования.

На этом этапе ведущую роль занимают профессиональные знания учителя. Целью педагога  является обучение ведению самостоятельного научного исследования.

Знания о научном исследовании и отдельные исследовательские умения — это основа, фундамент подготовки учащихся к их научной работе, которую необходимо организовать.

          Предлагаемая организация научно-ис­следовательской работы даст учащимся возможности для творческого самовыражения в исследовательской дея­тельности, будет способствовать форми­рованию и реализации проблемно-иссле­довательского подхода к изучению дис­циплин учебного плана и позволит повысить уровень подготовки.

Удаленный пользователь отреагировал на эту запись.
Удаленный пользователь

Здравствуйте, Татьяна Валентиновна! Спасибо за интересную тему! Действительно, наряду с положительными сторонами, существуют еще и свои трудности в организации научно- исследовательской работы учеников. Скажите, как Вы помогаете ученикам преодолеть возникающие у них трудности при подготовке и проведении исследовательской работы?