Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Визуальная история: освоение нового пространства

В нашей методической копилке собран большой опыт работы по оптимизации учебной деятельности на уроках истории и обществознания. Но мне, хотелось бы более подробно рассказать об одном из них, который для себя я открыла сравнительно недавно.

Это прием “кроссенс”.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов».

Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Влади­мир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин.

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

·        Научность: имеет научное обоснование;

·        Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

·        Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

·        Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

·        Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень про­ста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже за­полнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять (а может быть больше или меньше, в зависимости от объема информации или цели для которой мы используем этот кроссенс).

Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

·        слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким обра­зом, получается цепочка, завернутая «улиткой»;

·        начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Централь­ным является квадрат с номером 5. Он должен быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе;

·        установить связи по периметру между квадратами а также по центральному кресту между квадра­тами .

Учебная задача - объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ - ас­социативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

Педагог может создавать разно уровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.

Например, на первой ступени учащиеся определяют логическую связь между каждым изображением и центральной картинкой, на второй - решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на четвёртой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс.

Алгоритм составления кроссенса:

·        1) определить тематику, общую идею;

·        2) подобрать изображения имеющие отношение к идее, теме;

·        3) найти связь между элементами, определить последовательность;

·        4) сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат);

·        5) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

 

Прием «кроссенс» может использоваться на различных этапах учебной деятельности. Можно создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания, открыть цикл уроков или же оригинально подвести итог.

Он способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией.

В технологии развития критического мышления метод кроссенс может быть использован на стадии вызова для создания проблемной ситуации.

На уроке ученики рассматривают историческую личность с разных позиций, проводят сравнение, обобщают и формулируют выводы из проблемной ситуации.

Так же кроссенс можно использовать на этапе закрепления учебного материала. Кроссенс состоит из изображений, ко­торые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают ма­териал и делают вывод.

Такой кроссенс позволяет “оживить” историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, сюжетными картинами современников. Что актуально для современного исторического образования при переходе к историко-культурному стандарту.

В рамках проектной технологии кроссенс созданный учеником ещё полезней, чем созданный учителем. Это может быть групповой информационный проект, созданный микрогруппой на уроке, или небольшой самостоятельный проект каждого ученика, выполненный в качестве домашнего задания.

В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В КИМ ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.

Кроссенс, созданный учеником, отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает творческие способности.

Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. 

Удаленный пользователь отреагировал на эту запись.
Удаленный пользователь

Здравствуйте, Наталия Николаевна! Спасибо Вам за ценную информацию. Я никогда не слышала о "кроссенсах". Думаю, смогу применять их и на своих уроках, адаптировав их под свой предмет. Уверенна, что такая работа отлично развивает память. Скажите, применяете ли Вы этот метод при подготовке к ЕГЭ или только на уроках?

Здравствуйте,Наталия Николаевна! Данная тема мне очень близка, в своей работе я активно использую данный метод. Кроссенс можно использовать абсолютно на любом уроке,мероприятии, мастер-классе, при подготовке к ЕГЭ и др. Прием будет одинаково  уместен на любом этапе урока, в том числе и на этапе определения целей и задач.  Кроссенс ученика, действительно, работает. Со своими учениками я составляю смысловые кроссенсы, затем дети подбирают ассоциативные изображения. Следует отметить, что на занятиях с использованием данного приема, отмечается активность детей с низкой мотивацией обучения.