Методическое объединение учителей – предметников создается в целях обеспечения современного уровня преподавания, совершенствования профессионального мастерства педагогов, повышения качества знаний обучающихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом. Работа методического объединения в образовательном учреждении должна носить системный характер.
Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы, а также элементы трех классов: субъектов, объектов, общественных отношений и связей. Отсутствие одной из составляющих не позволяет системе функционировать и развиваться.
Система «методическое объединение учителей -предметников включает в себя подсистемы, которыми в данном случае являются основные направления деятельности мето-дического объединения в соответствии с направлениями работы образовательного учреждения. Элементами данной системы можно назвать кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, воспитанников школы и их возможности и потребности, учебные предметы и особенности их структуры и содержания, традиционный урок и новые педагогические технологии, а также многое другое. Организация работы методического объединения в образовательном учреждении, устанавливающая связи и отношения между элементами и подсистемами, призвана обеспечить функционирование и развитие данной системы в целом.
Можно выделить основные аспекты организации работы методического объединения: характеристика кадрового состава; анализ деятельности за истекший период; составление плана работы методического объединения в соответствии с направлениями деятельности образовательного учреждения; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение.
Планирование деятельности методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный период. Планирование работы методического объединения целесообразно начать с всестороннего анализа деятельности. Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:
во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний обучающихся по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предшествующим периодом;
во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию педагогического мастерства — результативность профессиональной деятельности, повышение квалификации и самообразование, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе;
в-третьих, обоснованность выбора учебно-методического комплекса, обеспечивающего преподавание предмета в основ-ной и старшей школе; в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.
Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении очень важно ознакомиться с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями. Методическое объединение определяет направление работы, которое конкретизирует или дополняет общешкольную педагогическую тему, намечает форму практического выхода результата деятельности: выступление учителей на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции.
Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо бережно к нему относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций.
Методическое объединение составляет план взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет наставничество, квалифицированная помощь молодым специалистам и неспециалистам. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, медиаресурсов и т.д.. В компетенцию методического объединения могут входить вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.
Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала. Характеристика кадрового состава включает в себя изучение таких вопросов, как профессиональный уровень педагога, образование, повышение квалификации, аттестация, педагогический стаж, учебная нагрузка, ученая степень, звания, награды, индивидуальный план самообразования, результативность педагогической деятельности, участие в научно-методической и опытно-экспериментальной работе.
Пакет материалов методического объединения учителей-предметников включает в себя следующий перечень:
общее положения о методическом объединении учителей-предметников;
тематика проблем педагогических советов, научно-практических конференций, научно-методических семинаров, заседаний методического объединения в рамках реализации проблемы МО;
основные задачи, направления и формы работы методического объединения учителей-предметников;
характеристика кадров;
самообразовательная работа над методической темой;
индивидуальный план работы;
план работы методического объединения;
анализ работы методического объединения;
диагностика уровня обученности и качества знаний;
формы отчетности;
протоколы заседаний методического объединения.