Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района
Инструкция по работе в сетевых мероприятиях на сайте МКУ Информационно-методического центра
Одаренный ребенок и способы их выявления в начальных классах.
Цитата: Евгения Анатольевна Фетискина от 20.09.2018, 23:01Фетискина Евгения Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ Сосновской СОШ №1
Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями
В профессиональном стандарте педагога среди приоритетных профессиональных компетенций учителя выделяют готовность к работе с особыми категориями детей, в том числе работа с одаренными детьми.
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего - неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.
Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4. дети, хорошо обучающиеся в школе
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.
Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.
В работе с одаренными детьми использую следующие принципы
педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Уверена в том, что именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одарённого ученика, помочь родителям в выборе правильной позиции по отношению к ребёнку, чтобы он не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего необыкновенного дара.
Свою работу с одаренными детьми начинаю с диагностики особенностей личности учеников 1 класса. По итогам наблюдений, диагностических тестирований составляю краткий «портрет» на каждого ученика, данная информация своевременно доводится до родителей, даются рекомендации по развитию одарённости ребёнка.
На каждого выявленного ребёнка заводится карта одарённости ( по направлениям: творческая, художественная, интеллектуальная, спортивная, лидерская)
Савинкина Ирина (творческое направление)
индивидуальная работа
дополнительные занятия, тема, дата
Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий
участие в проектах
работа с родителями
участие в конкурсах
сентябрь
Таким образом, формирую банк данных об одарённых детях. Опираясь на собранные данные, планирую разноуровневую работу
по развитию различных категорий одарённости учащихся.
На уроках достижение результатов работы с одарёнными детьми происходит через создание проблемных ситуаций, коллизий, использование интерактивных приёмов и методов, поощрение стремлений ученика находить свой способ работы, через общение и групповой поиск, где каждый может проявить инициативу, изобретательность.
Такая система урочной деятельности формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Фетискина Евгения Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ Сосновской СОШ №1
Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями
В профессиональном стандарте педагога среди приоритетных профессиональных компетенций учителя выделяют готовность к работе с особыми категориями детей, в том числе работа с одаренными детьми.
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего - неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.
Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4. дети, хорошо обучающиеся в школе
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.
Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.
В работе с одаренными детьми использую следующие принципы
педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Уверена в том, что именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одарённого ученика, помочь родителям в выборе правильной позиции по отношению к ребёнку, чтобы он не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего необыкновенного дара.
Свою работу с одаренными детьми начинаю с диагностики особенностей личности учеников 1 класса. По итогам наблюдений, диагностических тестирований составляю краткий «портрет» на каждого ученика, данная информация своевременно доводится до родителей, даются рекомендации по развитию одарённости ребёнка.
На каждого выявленного ребёнка заводится карта одарённости ( по направлениям: творческая, художественная, интеллектуальная, спортивная, лидерская)
Савинкина Ирина (творческое направление) |
|
|||||
индивидуальная работа |
дополнительные занятия, тема, дата |
Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий |
участие в проектах |
работа с родителями |
участие в конкурсах |
сентябрь |
Таким образом, формирую банк данных об одарённых детях. Опираясь на собранные данные, планирую разноуровневую работу
по развитию различных категорий одарённости учащихся.
На уроках достижение результатов работы с одарёнными детьми происходит через создание проблемных ситуаций, коллизий, использование интерактивных приёмов и методов, поощрение стремлений ученика находить свой способ работы, через общение и групповой поиск, где каждый может проявить инициативу, изобретательность.
Такая система урочной деятельности формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Цитата: Закревская Елена от 12.10.2018, 12:21Уважаемая Евгения Анатольевна!
Спасибо за то, что поделились своим интересным опытом по выявлению и развитию одаренных детей. Действительно, именно учителю начальных классов очень важно вовремя заметить задатки детской одаренности и поддержать их, развить. А ведь они есть почти у каждого ребенка. Все дети талантливы.
Уважаемая Евгения Анатольевна!
Спасибо за то, что поделились своим интересным опытом по выявлению и развитию одаренных детей. Действительно, именно учителю начальных классов очень важно вовремя заметить задатки детской одаренности и поддержать их, развить. А ведь они есть почти у каждого ребенка. Все дети талантливы.
Цитата: Удаленный пользователь от 12.10.2018, 21:45Огромное спасибо! Действительно очень интересный материал. Думаю, смогу применить продемонстрированную Вами таблицу и подходы на своих уроках и внеурочной работе! Очень важно поощрять проявления потенциала каждого ребенка! Спасибо Вам!
Огромное спасибо! Действительно очень интересный материал. Думаю, смогу применить продемонстрированную Вами таблицу и подходы на своих уроках и внеурочной работе! Очень важно поощрять проявления потенциала каждого ребенка! Спасибо Вам!
Прочитав ответ Риты Пирсон, мне вспомнилась замечательная притча.
Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва,
чтобы поговорить с учениками.
Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.
— Какой смешной старик, — кричали одни.
— Эй, маленький толстяк, — кричали другие.
В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях.
Дед молча поворачивался и уходил.
Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса с одной стороны.
— У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили с другой.
— Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.
Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:
— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Вечером мама мальчика спросила деда:
— Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?
— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
Нельзя не согласиться с тем, что, безусловно, дети тянуться к знаниям тогда, когда их любят, видят в них поддержку, опору и понимание, когда в них замечают пусть маленький успех, но все же, это их собственный успех, стремление к цели. Учитель – это не профессия, это призвание! Нужно в каждом ребенке увидеть весь потенциал его скрытых возможностей и помочь ему в их раскрытии, чтобы он стал участником образовательного процесса и с удовольствием шел в школу, стремился к знаниям. И, если ребенок не будет чувствовать любовь и внимание учителя, то, действительно, вряд ли такой учитель достигнет тех целей, которые ставит перед собой. Да, он может с него потребовать выучить правило, или стихотворение. Ребенок выучит, но никогда не сможет раскрыться, передать свои эмоции, чувства и переживания. Он просто выучит и все!
Каким холодом веет от фразы: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей». А разве можно получить любовь за деньги? Конечно же нет. Любовь – это доброта, понимание, принятие человека таким, какой он есть. И, когда взрослый человек, учитель, отдает всю свою любовь детям, она во сто крат возвращается к нему.
Как приятно, когда видишь, что дети бегут тебе на встречу, чтобы донести пакет с тетрадями, чтобы крепко обнять и рассказать о своем прожитом дне, поделиться самым сокровенным, что у них есть в душе…Когда готовят сюрприз своему учителю на его день рождения своими силами: танцуют, поют, украшают класс, дарят подарки…Да просто хотят сделать что-то приятное! Разве это не показатель ответной любви детей к учителю?
Да, они шумные, порой, непоседы. Но они – дети! Дети, у которых вся жизнь впереди и задача учителя, как и родителя, – научить ребенка, в первую очередь, быть человеком добрым, отзывчивым, приходящим на помощь в самых различных ситуациях. А без любви учителя к детям это, на мой взгляд, невозможно.
Уважаемая Евгения Анатольевна!
Спасибо за интересную и поучительную историю. Полагаю, что Ваш комментарий относится к теме форума “Учитель. Дети. Любовь”. Если Вам не сложно, перенесите, пожалуйста, Ваше сообщение на соответствующий форум, где все пользователи смогут с ним ознакомиться и обсудить. Спасибо.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Взаимодействие классного руководителя и родителей
(из опыта работы классного руководителя 7-б класса Черкасовой О.Н.)
Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и уважению других? Как воспитать настоящую личность?
Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки – мама и папа курят; у мальчика, который отказывается работать на практике – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам:
1. Уважать.
2. Доверять.
3. Помогать.
4. Учиться.
5. Благодарить.
6. Объяснять.
7. Спрашивать.
Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей.
Вот, например, какие темы родительских собраний запланированы в этом году:
-Как помочь подростку обрести
уверенность в себе
-Нравственные приоритеты семьи
-Проблемы компьютерной зависимости
– Как помочь ребёнку преодолеть затруднения в учёбе?
К каждому родительскому собранию стараюсь подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
Так, на собраниях рассматривались личностные ориентации детей, каков темперамент вашего ребенка, кто в классе считается самым добрым, самым умным, «самым- самым» и конечно всех всегда интересует рейтинг успеваемости, посещаемости.
В зависимости от темы родительского собрания стараюсь подготовить памятки, в которых содержатся рекомендации для родителей.
Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
В целом посещаемость собраний 82 %.
Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.
Родителям нравится быть участниками наших мероприятий. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества.
Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку.
Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению Личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не только пришли на праздник, а вместе с ним являются участниками праздника, а то и организаторами. А радость – это и есть здоровьесберегающее чувство.
Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими.
Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.
Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой, и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.
Вот так участие родителей в мероприятиях и учебном процессе способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и формирования личности.
Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.
Здравствуйте, уважаемая Ольга Николаевна! Спасибо за то, что поддержали наше обсуждение в рамках круглого стола. Ваш комментарий относится к теме “Родители и школа. Эффективное сотрудничество во имя будущего” ? Прошу Вас перенести Ваше сообщение внутрь соответствующей темы, чтобы пользователи могли его увидеть и обсудить. Спасибо. Если возникнут трудности, напишите. Спасибо.
Я работаю классным руководителем 11 класса. Считаю, что основной формой взаимодействия с родителями в старших классах являются родительские собрания. как театр начинается с вешалки, так и организация проведения родительских собраний начинается с приглашения. Информация о времени проведения собрания передается через учеников за 4-5 дней до даты проведения, а ближе к назначенному времени – личное приглашение от педагога.
Несмотря на то, что учащиеся 11 класса вполне сформировавшиеся личности, посещаемость родителей высокая.
На собраниях, как правило, дается общая оценка класса в вопросах учебы, поведения, внеклассной деятельности. На собрания приглашаются учителя-предметники, педагог-психолог, администрация для предоставления более полной информации для родителей. Сами родители с интересом и активно участвуют в он-лай тестах, обсуждении различных ситуаций и выходов из них.
Таким образом, устанавливается двусторонняя связь,которая заканчивается подведением итогов и принятием общих решений.
Здравствуйте, уважаемая Антонина Михайловна! Исследовательская деятельность школьников – это тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что – то новое, постичь неизведанное. Задача педагога — выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности.
Уважаемая Наталия Евгеньевна! Спасибо за подробный ответ. Полностью согласна с тем, что исследовательская работа в современной школе – неотъемлемая часть образовательного процесса, что в нее необходимо включать каждого ученика.
Здравствуйте, Елена Владимировна! Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.
Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.
Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц. Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.
Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.
Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна!
Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.
Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определяю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4.Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.
Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц . Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.
Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.
Здравстуйте, Елена Владимировна!!!
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей
Уважаемая Антонина Михайловна! С удовольствием прочитала Вашу статью “Об использовании результатов мониторингов для улучшения качества образования”. Проблема, которую Вы затрагиваете, стоит перед каждым учителем достаточно остро. Не будем сами себя обманывать, но приходится участвовать в различного рода мероприятиях «для галочки», для формальной отчетности. Перед нами четко обозначается то, чего от нас ждут. И тут уж учитель должен из кожи вылезти, а дать соответствующий процент. Конечно, это не делает результаты нашей работы объективными.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна. Среди педагогов бытуют самые разнообразные мнения по вопросу необходимости и целесообразности этих работ. С одной стороны, ВПР в школе нужны для анализа образовательной деятельности, актуализируют деятельность учителя и ученика, а с другой, приводят к их перегрузке. Я считаю, что школа должна сама определить, в каких классах и по каким предметам должны проводиться ВПР. Убеждена в том, что КАЖДЫЙ! учебный предмет должен быть заявлен.
ВПР в нашей школе проводятся спокойно и серьезно. Каждый ученик понимает, что только при хорошем настрое на работу можно иметь положительный результат. Конечно, без двоек не обходится. Но ведь в каждой школе есть очень слабые ученики. И если руководство (любого уровня) это понимает, то и объективность результатов будет 100%.
При проведении ВПР по русскому языку я сталкиваюсь с проблемой нехватки времени для учащихся на выполнение работы. Я считаю, что ВПР нужны, но они должны быть составлены в соответствии с УМК, по которому обучаются учащиеся. И очень хотелось бы, чтобы сам процесс отчетности по ВПР был упрощен!
Эссе «Новые стандарты – новые возможности».
«Образование должно быть истинным,
полным, ясным и прочным».
(Я. Каменский)
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России.
Реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения, формирова-ние единой системы оценки качества образования, модели инновационной деятельности педагогов высшей школы – актуальные проблемы современного российского образова-ния.
В Государственной программе четко определены основные приоритеты. Во-первых, это полное удовлетворение потребностей в дошкольных учреждениях. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет должны быть обеспечены качественной подготовкой для дальнейшей учебы в школе. Во-вторых, дети должны обучаться в хороших условиях, с использованием современного оборудования. Качество обучения должно соответствовать Государственным стандартам.
Считаю, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации феде-рального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы со-временной образовательной системой. В ведение часов на внеурочную деятельность обу-чающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра пре-доставляемых образовательных услуг, создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; материально-технические возможности школы (спортзала, компьютерного класса, актового зала, открытых игровых площадок) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведенная в школе, дает ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.
А с другой – большая проблема: отсутствие в общеобразовательных школах матери-ально – технической базы, отсутствие мест для занятий, дополнительная загруженность учителей (мне кажется, что внеурочной деятельностью должны заниматься специально подготовленные педагоги), отсутствие условий для нахождения детей в школе, недоста-точно продумано питание (качество пищи недопустимо низкое) и это не смотря на то, что постоянно ведется разговор о здоровом образе жизни. Количество часов физической куль-туры увеличивается, а условий не создается: в спортивном зале занимается по 2 класса одновременно.
Переход на новые образовательные стандарты – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Соответствовать Стандарту – основная цель педагогических стремлений. С другой стороны, его идеи определяют условия для развития осознанного отношения личности ко всему: духовной работе по осмыслению оценки личностью природы и социума.
Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятель-ному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Следовательно, деятель-ность учителя сводится к развивающей функции обучения, применению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе деятельностный подход и способствуют разви-тию ученика как личности.
Я думаю, одной важнейшей целью программы является повышение профессиональ-ного мастерства самих работников образования т.к. в конечном счете, успех образова-тельного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.
По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – человек широкого кругозора, обладающий необходимыми компетентностями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.
Мир, в котором живет современное человечество, уже не может существовать без компьютерной техники и цифровых технологий. Поэтому современное образование не может существовать без внедрения информатизации в образовательный процесс.
Уже нельзя будет работать по старому и чтобы соответствовать современным требованиям нужно отказаться от многих стереотипов в своей работе. А кратко это звучит так: или ты находишь в себе силы и готовность к перерождению или тебе нет места в современном образовании.
Несмотря на то, что мною пройдены курсы по ФГОС, изучены множественные материалы по этой теме, еще предстоит огромный труд по обобщению, осмыслению, а главное по систематизированию этих знаний, применению новых технологий и методов в своей работе. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Конечно, что в школе нужно что-то менять. В школе необходимо создать условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Мне кажется, для работы в новых условиях каждому из нас необходимо пересмотреть арсенал педагогических технологий, которые мы используем в своей работе.
Я уверена, что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. Нам известно также, что в условиях введения образовательных стандартов второго поколения главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя – создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности. То есть, теоретически мы подкованы. Остается на практике закрепить свои знания и суметь применить их в свете преобразований.
В своей работе я стремлюсь не просто передавать своим подопечным знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. Для этого я использую на всех уроках технологию проблемного обучения.
Проблемные вопросы находятся вокруг нас, стоит только оглянуться и мы увидим то, что мы не знаем или знаем плохо.
Почему эти иллюстрации собраны в один ряд. Какая между ними связь?
Правильно ли художник нарисовал историческую картину. Найди ошибки.
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.