Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Одаренный ребенок и способы их выявления в начальных классах.

Фетискина Евгения Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ Сосновской СОШ №1

 

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определен­ным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем дру­гие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями

В профессиональном стандарте педагога среди приоритетных профессиональных компетенций учителя выделяют готовность к работе с особыми категориями детей, в том числе работа с одаренными детьми.

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,  благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на  первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, на­пример, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего - неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.

Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переос­мысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоми­нание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость  усвоения материала свойственны третьим.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающи­мися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Одаренность может проявляться:

1.      как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утвер­ждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2.      как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одарен­ность куда-то исчезает;

3.      как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одарен­ность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и спо­собностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных воз­можностей каждого ребенка.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1.   дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2.  дети с высоким уровнем творческих способностей;

3.  дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4.  дети, хорошо обучающиеся в школе

5.  дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

         Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий  педагогическое чутье, интуиция и опыт.

 В работе с одаренными детьми использую следующие принципы

педагогической деятельности: 

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 - принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 - принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

        Уверена в том, что именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одарённого ученика, помочь родителям в выборе правильной позиции по отношению к ребёнку, чтобы он не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего необыкновенного дара.

Свою работу с одаренными детьми начинаю  с диагностики              особенностей личности учеников 1 класса. По итогам наблюдений, диагностических тестирований составляю краткий «портрет» на каждого ученика, данная информация своевременно доводится  до родителей, даются рекомендации по развитию одарённости ребёнка.

На каждого выявленного ребёнка заводится карта одарённости ( по направлениям: творческая, художественная, интеллектуальная, спортивная, лидерская)

 Савинкина Ирина (творческое направление)

 

индивидуальная работа

дополнительные занятия, тема, дата

Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий

участие в проектах

работа с родителями

участие в конкурсах

сентябрь

  Таким образом, формирую  банк данных об одарённых детях. Опираясь  на   собранные  данные,  планирую  разноуровневую работу

по развитию различных категорий одарённости  учащихся.

На уроках   достижение  результатов работы с одарёнными детьми происходит  через создание проблемных ситуаций, коллизий, использование интерактивных приёмов и методов, поощрение стремлений ученика находить свой способ работы, через общение и групповой поиск, где каждый может проявить инициативу, изобретательность.

Такая система урочной деятельности  формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

 

Закревская Елена и Удаленный пользователь отреагировали на эту запись.
Закревская ЕленаУдаленный пользователь

Уважаемая Евгения Анатольевна!

Спасибо за то, что поделились своим интересным опытом по выявлению и развитию одаренных детей. Действительно, именно учителю начальных классов очень важно вовремя заметить задатки детской одаренности и поддержать их, развить. А ведь они есть почти у каждого ребенка. Все дети талантливы.

Огромное спасибо! Действительно очень интересный материал. Думаю, смогу применить продемонстрированную Вами таблицу и подходы на своих уроках и внеурочной работе! Очень важно поощрять проявления потенциала каждого ребенка! Спасибо Вам!