Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Наши дети в Интернете

Чистова Татьяна Анатольевна,
учитель физики и информатики 
МБОУ Кочетовской СОШ

     Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Сегодня все больше и больше компьютеров, как на работе, так и дома  подключаются к работе в сети Интернет.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников.

Количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей. Дети и подростки  - активные пользователи Интернета. С каждым годом сообщество российских интернет - пользователей  молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающем от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития  становятся  информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, Интернет. Между тем,  помимо  огромного  количества возможностей , Интернет несети множество рисков, и  всё острее встает проблема   формирования информационной культуры и обеспечения безопасности наших детей в Интернет. К сожалению, большая их часть не знает, что Всемирная паутина несет  в себе немало явных и  скрытых угроз. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и  педагоги?

Следует понимать, что,  подключаясь к Интернет,  ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. К тому же подростки являются самой уязвимой  частью пользователей сети Интернету. Наибольшей опасности, как правило,  подвергаются  следующие группы юных пользователей:

1.      новички в Интернете, не знакомые с сетевым этикетом;

2.      любители острых ощущений;

3.      одинокие, ищущие внимания и привязанности;

4.      бунтари;

5.      те, кого интересуют вопросы секса;

6.      слишком любопытные;

7.      слишком доверчивые.

Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:

Угроза заражения вредоносным ПО.  Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернета файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

Интернет-мошенничество. Способов мошенничества в виртуальном пространстве существует немало. Одна из распространенных форм  преступлений – это рассылка спама  в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники» и др.). Здесь мошенники умело «давят на  чувства» потенциальных жертв. Вот пример подобного сообщения: «Привет! У меня для тебя сюрприз к Новому году. Отправь число 278890 на номер 4589, и ты приятно удивишься! Если не посмотришь, сильно на тебя обижусь!!!». Если отправить подобное SMS , то со счета мобильного телефона  сотовый оператор спишет 150 и более рублей.

Грифинг (хулиганство), троллинг (хамство) и киберпреследование. Чаще всего  гриферы  издеваются над участниками сетевых игр, мешают играть, используют нецензурную лексику, досаждают сразу нескольким  игрокам или изводят конкретного человека.
С троллями  можно «столкнуться» на многих сетевых ресурсах (социальные сети, форумы, чаты), где они стараются вывести участника из себя с помощью оскорблений и злых шуток.
Онлайн-хулиганы могут выманивать  личные данные подростка для того , чтобы преследовать его в виртуальном пространстве, посылая оскорбительные или угрожающие  электронные письма. Киберпреследователи могут проникнуть в ящик электронной  почты жертвы, или, выступая под его именем в чате или на форуме, позволяют себе недопустимые высказывания в адрес других участников.

Неконтролируемые покупки.    Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

 

Мало кто из родителей может сказать какие страницы Интернета  посещает ребенок в их отсутствии и сколько времени проводит за компьютером? С кем общается в социальных сетях ? 

Рекомендации для родителей.

Правила по   обеспечению безопасности при пребывании в сети Интернет.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в "мировой паутине":

Не отправляйте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

 Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: 

Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и "хорошие", и "плохие" люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

Объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.

Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей помощью.

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путём отправки sms, - во избежание потери денег.

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за 6 кликов можно перейти от "белого" сайта к "чёрному".

Правило 3. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: 

Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. Попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.

Правило 4. Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет-зависимости:

Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является "удобным" типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками.

    Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да, и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

 Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером - все это может быть признаками зависимости от Интернета.

Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями.

Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту.

Правило 5. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:

До 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету,7-10 лет время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в день,10-12 лет до 1 часа за компьютером,старше 12 лет - не более 1,5 часов с обязательными перерывами.

Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания.

 Как проводить Родительский контроль над поведением детей в Интернет?

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля (Родительский контроль в Windows Vista, средства Родительского контроля, встроенные в Kaspersky Internet Security). Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

·        ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,

·        блокировать доступ к некоторым сайтам,

·        блокировать доступ к другим интернет-сервисам,

·        запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;

Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернет;

Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;

Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

        Интернет - не сказочная страна. Конечно, здесь не поджидают за каждым кустом зубастые волки, но, всё же не имея нужных знаний и опыта тут легко попасться в ловушку нечистоплотных пользователей или наткнуться на неподходящий контент. Взрослые сами могут за себя постоять, но дети особенно впечатлительны и подвержены влиянию, и опасности Интернета могут оказать на них пагубное воздействие. Но имеет ли смысл запрещать детям пользоваться сетью? Нет! Это бесполезно и даже вредно:

·        Интернет даёт множество возможностей для развития своего потенциала, которые не всегда может предоставить обычная жизнь;

·        Интернет помогает в учёбе - как в обязательной программе в школе или ВУЗе, так и для удовлетворения простой любознательности;

·        доступ в Интернет большинство людей считает чем-то само собой разумеющимся. Не имеющий его ребёнок рискует "выпасть" из своей среды общения;

·        наконец, сейчас полно возможностей выйти в сеть, не обязательно делать это из дома. Ребёнок всё равно, так или иначе, надёт способ пользоваться Интернетом, и будет лучше, если взрослые будут ему в этом союзниками, а не врагами.

Таким образом, запрещать детям пользоваться сетью - это не выход. Такое поведение не поможет обезопасить ребёнка. Однако и полагаться на волю случая тоже не следует. Исследования проблем безопасности детей в Интернете показывают, что существует несколько ключевых проблем, из-за которых использование ребёнком сети может стать для него опасным.

Неосведомлённость детей

Это, несомненно, самый важный аспект обеспечения безопасности. Правильно проинструктированный ребёнок, знающий все возможные риски и способы их избежать, ведёт себя в Интернете более ответственно. Родители могут во многом положиться на разумное отношение своего ребёнка к сети, если они уверены в том, что он знает, что делает. Однако это относится лишь к детям с определённого возраста, и опять-таки не означает, что родители, учителя или опекуны могут полностью самоустраниться от вопроса безопасности ребёнка.

Неосведомлённость взрослых

К сожалению, даже многие родители, опекуны не имеют полного представления о том, каким рискам подвергается их ребёнок в сети. Неосведомлённость варьируется от недооценивания рисков, до чрезмерной опеки и паники, спровоцированной тревожными сообщениями в СМИ. Обе крайности пагубны, взрослые могут эффективно защищать ребёнка лишь в том случае, если имеют полное и верное представление об онлайновых рисках для их детей.

Недостаточная техническая грамотность взрослых и детей.

Несмотря на то, что многие дети быстро осваивают новые технологии и программы, немногие из них озабочены собственной безопасностью. Ребёнок может отключить антивирус  или программу родительского контроля, если ему покажется, что они ограничивают его возможности в онлайне,  если взрослый не позаботится о том, чтобы запретит ему такие действия. Таким образом, с технической точки зрения взрослым следует изучить все возможности обеспечения безопасности ребёнка с помощью компьютерных программ (семейных фильтров, блокираторов рекламы, антивирусов), установить и должным образом настроить все необходимые программы. Детям же необходимо разъяснить необходимость и важность таких программ.

Проблемы доверия.

Это также крайне важный аспект безопасности. Ребёнок должен знать, что он может доверять вам, что вы поможете ему при возникновении трудной ситуации, и главное, не будете обвинять его. Большинство детей не склонны рассказывать родителям о неприятных происшествиях в сети, опасаясь, что те сочтут, что дети сами спровоцировали такую ситуацию, и накажут их, либо ограничат доступ в сеть. Кроме того, если ребёнок чувствует, что ему некому доверять в реальной жизни, он будет более склонен делиться своими проблемами с незнакомцами в онлайне, искать их дружбы и поддержки.

 Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

Информационные источники

1.                https://www.nachalka.com/bezopasnost

2.                https://detionline.com/helpline/rules/parents  Дети России онлайн

3.                https://www.fid.su/projects/journal/ - фонд развития Интернет

4.                https://stopfraud.megafon.ru/parents/ - безопасный интернет от Мегафона

5.                https://www.mts.ru/help/useful_data/safety/ -безопасный Интернет от МТС

6.                https://safe.beeline.ru/index.wbp  - безопасный Интернет от Билайн

7.                https://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx - безопасный интернет от microsoft

8.                https://www.mvd.ru/userfiles/broshyura_k_01_02_2012.pdf - брошюра МВД России «Безопасный интернет»

 

 

Добрый вечер, Татьяна Анатольевна, очень рад видеть вашу статью на данном сайте, статья очень интересная и поучительная. Вы ИКТ-компетентный педагог, ваши ученики принимают активное участие в различных сетевых конкурсах, создавали ли Вы вместе с учениками вашей школы  свои собственные ресурсы посвященные Единому уроку безопасности в сети Интернет?.И с какими трудностями вы столкнулись?. Или их не было совсем?

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Алексей Александрович, вечер добрый!
Трудности в работе с детьми всегда есть, основная задача - заинтересовать, сделать так , чтоб ученики осознанно подходили   к вопросам безопасности в Интернете.
В рамках Единого урока безопасности  вместе со старшеклассниками мы разработали памятку  по правилам общения в Интернете и провели акцию  по распространению памяток среди учащихся школы. Девочки 10 класса  показали для  учащихся  презентацию, которую они сами нашли на просторах Интернета и которая  соответствовала разработанной нами памятке, эта презентация была наиболее актуальной для учеников 1-7 классов, которые  являются менее опытными пользователями  сети Интернет.

Презентация

 

Здравствуйте, уважаемая Татьяна Анатольевна! Ваш большой профессиональный опыт проведения Единого урока безопасности, как всегда позволил рассмотреть проблему со всех сторон и с подробностями. Я обратила внимание на то, как Вы грамотно классифицировали детскую аудиторию по их пристрастиям к информации в интернете. Скажите пожалуйста, это лично Ваше исследование своего детского коллектива?

Предлагаю Вашим ученикам принять участие в веб квесте

Ссылка

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.
Цитата: Закревская Елена от 07.11.2018, 12:19

Здравствуйте, уважаемая Татьяна Анатольевна! Ваш большой профессиональный опыт проведения Единого урока безопасности, как всегда позволил рассмотреть проблему со всех сторон и с подробностями. Я обратила внимание на то, как Вы грамотно классифицировали детскую аудиторию по их пристрастиям к информации в интернете. Скажите пожалуйста, это лично Ваше исследование своего детского коллектива?

Елена Владимировна, здравствуйте! Этот материал я готовила для общешкольного родительского собрания, основная цель которого - организация профилактической работы  по медиабезопасности с родителями,  знакомство родителей  с опасностями, подстерегающими  детей в Интернете, решение задач по обеспечению безопасности при использовании компьютера и Интернета детьми, поэтому пришлось изучить много дополнительной информации.  А затем я  "примерила" её к своему детскому коллективу,и , как оказалось, дети везде одинаковые,  это современное поколение детей, а каждому поколению свойственны определенные черты.
Наши дети живут в мире информации, но, к сожалению, они не всегда могут из большого информационного потока выбрать  только полезное и нужное Задача педагогов и родителей направлять их в нужное русло этого потока.

А это реальные  результаты  опроса учеников нашей школы:

 

Загруженные файлы:
  • 2.jpg

Предлагаю Вашим ученикам принять участие в веб квесте

Ссылка

Спасибо, предложу обязательно. А Ваши ученики уже участвовали в этом квесте?

Татьяна Анатольевна, сегодня я предложил классным руководителям и их детям поучаствовать в данном квесте, часть учеников с удовольствием  захотели принять в этом участие,  посмотрим что из этого получится.

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Татьяна Анатольевна, диагностика, как всегда, показывает, что нам есть о чем беспокоиться. На основе Ваших данных видно, что почти 100% ребят сообщают о себе  личные сведения, что весьма опасно.Исходя из этих данных, педагоги узнают, на чем нужно сделать акцент при подготовке к мероприятиям по безопасности. Спасибо.

Татьяна Анатольевна! Большое спасибо за ваш замечательный, очень полноценный ресурс. Рекомендую вам поделиться им на школьном сайте и еще на других информационных площадках.

Закревская Елена отреагировал на эту запись.
Закревская Елена

13 комментариев

  1. Прочитав ответ Риты Пирсон, мне вспомнилась замечательная притча.
    Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье.
    Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва,
    чтобы поговорить с учениками.
    Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.
    — Какой смешной старик, — кричали одни.
    — Эй, маленький толстяк, — кричали другие.
    В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях.
    Дед молча поворачивался и уходил.
    Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
    — Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса с одной стороны.
    — У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили с другой.
    — Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.
    Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:
    — Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
    — Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
    Вечером мама мальчика спросила деда:
    — Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?
    — По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
    Нельзя не согласиться с тем, что, безусловно, дети тянуться к знаниям тогда, когда их любят, видят в них поддержку, опору и понимание, когда в них замечают пусть маленький успех, но все же, это их собственный успех, стремление к цели. Учитель – это не профессия, это призвание! Нужно в каждом ребенке увидеть весь потенциал его скрытых возможностей и помочь ему в их раскрытии, чтобы он стал участником образовательного процесса и с удовольствием шел в школу, стремился к знаниям. И, если ребенок не будет чувствовать любовь и внимание учителя, то, действительно, вряд ли такой учитель достигнет тех целей, которые ставит перед собой. Да, он может с него потребовать выучить правило, или стихотворение. Ребенок выучит, но никогда не сможет раскрыться, передать свои эмоции, чувства и переживания. Он просто выучит и все!
    Каким холодом веет от фразы: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей». А разве можно получить любовь за деньги? Конечно же нет. Любовь – это доброта, понимание, принятие человека таким, какой он есть. И, когда взрослый человек, учитель, отдает всю свою любовь детям, она во сто крат возвращается к нему.
    Как приятно, когда видишь, что дети бегут тебе на встречу, чтобы донести пакет с тетрадями, чтобы крепко обнять и рассказать о своем прожитом дне, поделиться самым сокровенным, что у них есть в душе…Когда готовят сюрприз своему учителю на его день рождения своими силами: танцуют, поют, украшают класс, дарят подарки…Да просто хотят сделать что-то приятное! Разве это не показатель ответной любви детей к учителю?
    Да, они шумные, порой, непоседы. Но они – дети! Дети, у которых вся жизнь впереди и задача учителя, как и родителя, – научить ребенка, в первую очередь, быть человеком добрым, отзывчивым, приходящим на помощь в самых различных ситуациях. А без любви учителя к детям это, на мой взгляд, невозможно.

    1. Уважаемая Евгения Анатольевна!
      Спасибо за интересную и поучительную историю. Полагаю, что Ваш комментарий относится к теме форума “Учитель. Дети. Любовь”. Если Вам не сложно, перенесите, пожалуйста, Ваше сообщение на соответствующий форум, где все пользователи смогут с ним ознакомиться и обсудить. Спасибо.

  2. Взаимодействие классного руководителя с родителями
    Взаимодействие классного руководителя и родителей
    (из опыта работы классного руководителя 7-б класса Черкасовой О.Н.)
    Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и уважению других? Как воспитать настоящую личность?
    Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
    Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
    Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки – мама и папа курят; у мальчика, который отказывается работать на практике – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
    Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам:
    1. Уважать.
    2. Доверять.
    3. Помогать.
    4. Учиться.
    5. Благодарить.
    6. Объяснять.
    7. Спрашивать.
    Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
    Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
    Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
    Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
    От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
    В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
    Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
    Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей.
    Вот, например, какие темы родительских собраний запланированы в этом году:
    -Как помочь подростку обрести
    уверенность в себе
    -Нравственные приоритеты семьи
    -Проблемы компьютерной зависимости
    – Как помочь ребёнку преодолеть затруднения в учёбе?
    К каждому родительскому собранию стараюсь подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
    Так, на собраниях рассматривались личностные ориентации детей, каков темперамент вашего ребенка, кто в классе считается самым добрым, самым умным, «самым- самым» и конечно всех всегда интересует рейтинг успеваемости, посещаемости.
    В зависимости от темы родительского собрания стараюсь подготовить памятки, в которых содержатся рекомендации для родителей.
    Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
    В целом посещаемость собраний 82 %.
    Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.
    Родителям нравится быть участниками наших мероприятий. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества.
    Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку.
    Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению Личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не только пришли на праздник, а вместе с ним являются участниками праздника, а то и организаторами. А радость – это и есть здоровьесберегающее чувство.
    Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими.
    Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.
    Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой, и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.
    Вот так участие родителей в мероприятиях и учебном процессе способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и формирования личности.
    Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.

    1. Здравствуйте, уважаемая Ольга Николаевна! Спасибо за то, что поддержали наше обсуждение в рамках круглого стола. Ваш комментарий относится к теме “Родители и школа. Эффективное сотрудничество во имя будущего” ? Прошу Вас перенести Ваше сообщение внутрь соответствующей темы, чтобы пользователи могли его увидеть и обсудить. Спасибо. Если возникнут трудности, напишите. Спасибо.

  3. Я работаю классным руководителем 11 класса. Считаю, что основной формой взаимодействия с родителями в старших классах являются родительские собрания. как театр начинается с вешалки, так и организация проведения родительских собраний начинается с приглашения. Информация о времени проведения собрания передается через учеников за 4-5 дней до даты проведения, а ближе к назначенному времени – личное приглашение от педагога.
    Несмотря на то, что учащиеся 11 класса вполне сформировавшиеся личности, посещаемость родителей высокая.
    На собраниях, как правило, дается общая оценка класса в вопросах учебы, поведения, внеклассной деятельности. На собрания приглашаются учителя-предметники, педагог-психолог, администрация для предоставления более полной информации для родителей. Сами родители с интересом и активно участвуют в он-лай тестах, обсуждении различных ситуаций и выходов из них.
    Таким образом, устанавливается двусторонняя связь,которая заканчивается подведением итогов и принятием общих решений.

  4. Здравствуйте, уважаемая Антонина Михайловна! Исследовательская деятельность школьников – это тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
    Исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что – то новое, постичь неизведанное. Задача педагога — выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности.

    1. Уважаемая Наталия Евгеньевна! Спасибо за подробный ответ. Полностью согласна с тем, что исследовательская работа в современной школе – неотъемлемая часть образовательного процесса, что в нее необходимо включать каждого ученика.

  5. Здравствуйте, Елена Владимировна! Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.
    Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.
    Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц. Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.
    Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

  6. Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна!

    Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.

    Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определяю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4.Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.

    Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц . Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.

    Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

  7. Здравстуйте, Елена Владимировна!!!
    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
    Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
    Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
    Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
    От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
    В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
    Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
    Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей

  8. Уважаемая Антонина Михайловна! С удовольствием прочитала Вашу статью “Об использовании результатов мониторингов для улучшения качества образования”. Проблема, которую Вы затрагиваете, стоит перед каждым учителем достаточно остро. Не будем сами себя обманывать, но приходится участвовать в различного рода мероприятиях «для галочки», для формальной отчетности. Перед нами четко обозначается то, чего от нас ждут. И тут уж учитель должен из кожи вылезти, а дать соответствующий процент. Конечно, это не делает результаты нашей работы объективными.
    Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна. Среди педагогов бытуют самые разнообразные мнения по вопросу необходимости и целесообразности этих работ. С одной стороны, ВПР в школе нужны для анализа образовательной деятельности, актуализируют деятельность учителя и ученика, а с другой, приводят к их перегрузке. Я считаю, что школа должна сама определить, в каких классах и по каким предметам должны проводиться ВПР. Убеждена в том, что КАЖДЫЙ! учебный предмет должен быть заявлен.
    ВПР в нашей школе проводятся спокойно и серьезно. Каждый ученик понимает, что только при хорошем настрое на работу можно иметь положительный результат. Конечно, без двоек не обходится. Но ведь в каждой школе есть очень слабые ученики. И если руководство (любого уровня) это понимает, то и объективность результатов будет 100%.
    При проведении ВПР по русскому языку я сталкиваюсь с проблемой нехватки времени для учащихся на выполнение работы. Я считаю, что ВПР нужны, но они должны быть составлены в соответствии с УМК, по которому обучаются учащиеся. И очень хотелось бы, чтобы сам процесс отчетности по ВПР был упрощен!

  9. Эссе «Новые стандарты – новые возможности».

    «Образование должно быть истинным,
    полным, ясным и прочным».
    (Я. Каменский)
    Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России.
    Реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения, формирова-ние единой системы оценки качества образования, модели инновационной деятельности педагогов высшей школы – актуальные проблемы современного российского образова-ния.
    В Государственной программе четко определены основные приоритеты. Во-первых, это полное удовлетворение потребностей в дошкольных учреждениях. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет должны быть обеспечены качественной подготовкой для дальнейшей учебы в школе. Во-вторых, дети должны обучаться в хороших условиях, с использованием современного оборудования. Качество обучения должно соответствовать Государственным стандартам.
    Считаю, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации феде-рального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы со-временной образовательной системой. В ведение часов на внеурочную деятельность обу-чающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра пре-доставляемых образовательных услуг, создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; материально-технические возможности школы (спортзала, компьютерного класса, актового зала, открытых игровых площадок) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведенная в школе, дает ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.
    А с другой – большая проблема: отсутствие в общеобразовательных школах матери-ально – технической базы, отсутствие мест для занятий, дополнительная загруженность учителей (мне кажется, что внеурочной деятельностью должны заниматься специально подготовленные педагоги), отсутствие условий для нахождения детей в школе, недоста-точно продумано питание (качество пищи недопустимо низкое) и это не смотря на то, что постоянно ведется разговор о здоровом образе жизни. Количество часов физической куль-туры увеличивается, а условий не создается: в спортивном зале занимается по 2 класса одновременно.
    Переход на новые образовательные стандарты – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Соответствовать Стандарту – основная цель педагогических стремлений. С другой стороны, его идеи определяют условия для развития осознанного отношения личности ко всему: духовной работе по осмыслению оценки личностью природы и социума.
    Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятель-ному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Следовательно, деятель-ность учителя сводится к развивающей функции обучения, применению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе деятельностный подход и способствуют разви-тию ученика как личности.
    Я думаю, одной важнейшей целью программы является повышение профессиональ-ного мастерства самих работников образования т.к. в конечном счете, успех образова-тельного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.
    По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – человек широкого кругозора, обладающий необходимыми компетентностями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.
    Мир, в котором живет современное человечество, уже не может существовать без компьютерной техники и цифровых технологий. Поэтому современное образование не может существовать без внедрения информатизации в образовательный процесс.
    Уже нельзя будет работать по старому и чтобы соответствовать современным требованиям нужно отказаться от многих стереотипов в своей работе. А кратко это звучит так: или ты находишь в себе силы и готовность к перерождению или тебе нет места в современном образовании.
    Несмотря на то, что мною пройдены курсы по ФГОС, изучены множественные материалы по этой теме, еще предстоит огромный труд по обобщению, осмыслению, а главное по систематизированию этих знаний, применению новых технологий и методов в своей работе. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
    Конечно, что в школе нужно что-то менять. В школе необходимо создать условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Мне кажется, для работы в новых условиях каждому из нас необходимо пересмотреть арсенал педагогических технологий, которые мы используем в своей работе.
    Я уверена, что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. Нам известно также, что в условиях введения образовательных стандартов второго поколения главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя – создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности. То есть, теоретически мы подкованы. Остается на практике закрепить свои знания и суметь применить их в свете преобразований.

  10. В своей работе я стремлюсь не просто передавать своим подопечным знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. Для этого я использую на всех уроках технологию проблемного обучения.

    Проблемные вопросы находятся вокруг нас, стоит только оглянуться и мы увидим то, что мы не знаем или знаем плохо.

    Почему эти иллюстрации собраны в один ряд. Какая между ними связь?

    Правильно ли художник нарисовал историческую картину. Найди ошибки.

    Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Обсуждение закрыто.