Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

"Безопасность в сети Интернет"

Воропаева Светлана Александровна,
учитель информатики и географии
Красивский филиал МБОУ Кочетовской СОШ

«Безопасность в сети Интернет»

Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, доступ к интернету. Презентация.

Подготовка к уроку. Изучение учащимися  понятий: интернет, угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ведущие понятия урока: интернет, угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ход урока.

I. Мотивация к деятельности.

Вступительная часть — сообщение цели и задач  урока.

   Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И ни когда-то, а прямо сейчас.

Беседа с классом по вопросам:

1.Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

2. Что означает понятие « интернет»?

Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

3.Что дает Вам интернет?

(Предполагаемые ответы: общение с друзьями, родственниками;  доступ к новой информации и развлечениям; возможность учиться новому, знакомиться с новыми людьми и т.д. Бесконечный поток информации на любую тему- - от медицины до науки и техники; - подробнейший материал обо всех видах искусства; - массу полезной информации для студентов и школьников; - сведения для тех, кто ищет работу; - справки об отдыхе, развлечениях, спорте и самых разных товарах. В Интернет можно отыскать различные справочники, словари, энциклопедии и географические карты).

4. Что означает: угроза информационной безопасности?

Безопа́сность — многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищённость и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем.

Информация — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

Краткая справка. Приложение

 ИСТОРИЯ И ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА.

 С историей возникновения интернета вы можете познакомиться в Википедии. Датой возникновения интернета считается 29 октября 1969 года. 

Почему сегодня тема информационной безопасности стала очень актуальной?

 Обсуждение вопроса:  почему сегодня тема информационной безопасности стала очень актуальной?

Основные угрозы в сети интернет для детей.

  Более 40% детей сталкиваются с сексуальными изображениями в интернете. Младшие школьники сталкиваются с сексуальными изображениями реже, чем старшие, но испытывают больший стресс.

   В сети есть множество сайтов о похудании, о наркотиках, "к которым не привыкаешь", о взрывчатых веществах, приготовленных в домашних условиях и т.д.

  Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности.

  Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников. 80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях.

70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы.

40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни.

У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру.

Существует 5 типов Интернет-зависимости:

 • бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.

 • пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.

 • игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.

 • навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.

 • киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

 Просмотр видеофильмов:

Приключения робота Каспера в игре

Приключения робота Каспера приватность аккаунтов

Приключения робота Каспера пароли.

Просмотрев видеоролики, ответьте на вопрос: как избежать опасных ситуаций в Интернете?

Защитите себя в Интернете. Думайте о том, с кем разговариваете. Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны. 

Поиграем:

Как вести себя в сети?

Физ. минутка «Собери рукопожатия».

Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей.

Кому сколько человек удалось поприветствовать?

- Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия? Однако, очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.

III. Закрепление.

Викторина:

1. В первую строку впиши слово, которое означает всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Выполни предложенный алгоритм действий. И узнай, о чём обязательно необходимо позаботься перед тем, как начать пользоваться компьютером. 

 

2.  Чтобы прочесть очередное правило безопасного поведения в сети Интернет, используй таблицу со словами. Двигайся по ней по указанному алгоритму из выделенной ячейки.

О каком из предложенных правил говорится в этой таблице?

а) Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.

б) Когда ты регистрируешься на различных сайтах, старайся не указывать персональную информацию в Интернете.

в) Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета, не смотря на то, что там написано.

3. Используя предложенную таблицу, выпиши необходимые буквы и прочти одно из важных правил безопасного поведения в сети Интернет. Записывай буквы не точно по их координатам, а буквы, которые располагаются:

первое слово – слева от указанной ячейки;

второе слово – справа от указанной ячейки.

В ответе запиши полученные два слова через один пробел без кавычек и каких-либо знаков препинания.

4. Пиктограмма, изображающая эмоцию, которая чаще всего составляется из типографских знаков, называется ***. Особое распространение получили в Интернете и SMS, однако в последнее время используется повсеместно. В повседневной русской речи обычно называются «смайликами» независимо от выражения. Чтобы узнать, какое слово пропущено, выполни задание. Используя лабиринт, найди и выпиши на пути к выходу все числа по порядку. Числа означают место буквы в русском алфавите – замени числа на буквы.

В ответе запиши одно полученное слово без кавычек и каких-либо знаков препинания.

5. Что такое «сетевой этикет»? 

а) Правила поведения на уроке.

б) Правила дорожного движения.

в) Правила поведения в Интернете.

6. Зачем нужен брандмауэр?

а) Он защищает компьютер от вирусов.

б) Обеспечивает защиту важных документов, хранящихся в компьютере.

в) Не даёт незнакомцам проникнуть в компьютер и просматривать файлы и документы.

7. Какое важное правило безопасного пользования в сети Интернет можно назвать, ведь ты не хочешь, чтобы твою личную переписку узнал кто-то чужой?

а) красивый пароль                          б) лёгкий пароль 

в) надёжный пароль             г) легко запоминающийся пароль

 

Памятка учащимся

Безопасное использование социальных сетей

 

Для родителей можно предоставить памятку на родительском собрании.

Памятка для родителей:

1.     Поговорите с детьми о том, чем они занимаются в интернете.

2.      Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас, поэтому создайте свой собственный список правил работы ребенка в Интернете и повесьте его на стену около компьютера.

3.     Конфидециальность: при общении использовать только имя или ник (псевдоним), который лучше чтобы придумал сам родитель и оно не несло личной информации, не сообщать посторонним людям номер телефона, адрес, место учебы и прочую важную информацию, не высылать свои фотографии Установите и регулярно обновляйте антивирусную программу.

4.     Контролируйте приобретение ребенком компьютерных дисковс играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

5.     Всегда держите компьютер в центре внимания, узнавайте, для чего ваши дети используют Интернет.

6.     Научите детей рассказывать вам даже о малейшем беспокойстве, что что-то пошло не так.

7.     Расскажите детям о мошенниках и прочих "плохих" людях в Сети, которые могут выдавать себя за других, поэтому надо отказываться от встреч с ними. Научите ребенка говорить "Нет".

8.     Не забудьте рассказать об авторском праве, что неправомерное использование чужого материала может быть уголовно наказуемым.

9.     Расскажите, что далеко не все, что есть в интернете - правда, всегда нужно уточнять у родителей.

 

Рефлексия - продолжи фразу...

 

Можете ли вы назвать тему урока? 

Какое задание было самым интересным и почему? 

Что не понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу?  

Можно познакомится с разработкой урока на платформе Stepik и пройти курс 

"Безопасность в сети Интернет"

 

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

 

1.     В.П.Леонтьев Компьютерная энциклопедия. М., 2002.

          2.     Интернет-ресурсы. Википедия.

                 3. Интернет - картинки

4. История Интернета - https://www.tehpodderzka.ru/2018/10/internet.html

5. Защита детей - https://kids.kaspersky.ru/entertainment/priklyucheniya-robota-kaspera-paroli/

6. Видео - https://www.youtube.com/channel/UC9TAXyI2LLXhf4zv7Z6BBJw

Уважаемая Светлана Александровна! Вы просто мастер медиаресурсов! Урок чрезвычайно разнообразен по формам и методам работы. С большим удовольствием познакомилась с Вашим опытом. Особенно заинтересовала платформа Stepik, на которой вы разработали курс безопасности. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом сервисе и  создании курса? Предполагаю включить этот ресурс в сборник.

Светлана Александровна, здравствуйте! Очень понравилась Ваша разработка, с Вашего разрешения позаимствую  отдельные моменты для применения в будущем.   Каждый раз восхищаюсь  Вашими работами и убеждаюсь, что нет предела совершенству!
Вижу , что  работа в  сетевой мастерской "Он-лайн обучение школьников с использованием инструментов социальной сети"  , пригодилась как нельзя к стати .  Не додумалась , что  курс безопасности  можно создать на платформе Stepik, это и не так  затруднительно для педагога и очень интересно детям.
Одно небольшое замечание: не нужно детям рекомендовать Википедию,Вы , как активный участник сетевых конкурсов, тренингов, мастер-классов,знаете, что данный сайт не всегда содержит достоверную информацию.

Ирина Викторовна Юрасова отреагировал на эту запись.
Ирина Викторовна Юрасова

Здравствуйте, коллеги! Светлана Александровна, хочется выразить вам признательность за полезный ресурс, обязательно для себя позаимствую. Также хочу добавить про Stepik (мы его зовем "Стёпик") на котором вы начали создавать курс по Уроку безопасности в сети Интернет. Может мы присоединимся и добавим свои ресурсы: теоретический  подробный материал Чистовой Т.А., замечательный интерактив нашего молодого коллеги Чибисова А.А, и что-нибудь еще интересное... Так чтобы ресурс был полноценным и его можно было использовать. 

Алексей Александрович Чибисов отреагировал на эту запись.
Алексей Александрович Чибисов

Добрый день, коллеги! Спасибо за вашу оценку. Прислушаюсь ко всем советам и рекомендациям и согласна, что Википедию советовать не стоит. По поводу присоединиться к ресурсу я тоже не против, а наоборот согласна можно посмотреть, что из совместного курса получиться. Идея замечательная.

Светлана Александровна спасибо большое за ресурс,  полностью согласен со словами Ирины Викторовны  давайте действительно сделаем ресурс  более интерактивным

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Здравствуйте, Светлана Александровна! С удовольствием познакомилась с вышей работой. Очень интересный урок. Вопросы рассматриваете очень актуальные, а главное жизненные. Материал изложен подробно. Я бы хотела побывать на вашем уроке и посмотреть как увлеченно работают учащиеся. Очень хорошо, когда урок составлен на активную деятельность учащихся. Очень полезный материал.

Коллеги! Идея о ресурсе замечательная!  Коллективный продукт можно номинировать на областной конкурс "Урок 21 века" и сертифицировать.

Елена Владимировна поддерживаю данную идею.

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

13 комментариев

  1. Прочитав ответ Риты Пирсон, мне вспомнилась замечательная притча.
    Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье.
    Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва,
    чтобы поговорить с учениками.
    Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.
    — Какой смешной старик, — кричали одни.
    — Эй, маленький толстяк, — кричали другие.
    В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях.
    Дед молча поворачивался и уходил.
    Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
    — Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса с одной стороны.
    — У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили с другой.
    — Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.
    Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:
    — Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
    — Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
    Вечером мама мальчика спросила деда:
    — Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?
    — По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
    Нельзя не согласиться с тем, что, безусловно, дети тянуться к знаниям тогда, когда их любят, видят в них поддержку, опору и понимание, когда в них замечают пусть маленький успех, но все же, это их собственный успех, стремление к цели. Учитель – это не профессия, это призвание! Нужно в каждом ребенке увидеть весь потенциал его скрытых возможностей и помочь ему в их раскрытии, чтобы он стал участником образовательного процесса и с удовольствием шел в школу, стремился к знаниям. И, если ребенок не будет чувствовать любовь и внимание учителя, то, действительно, вряд ли такой учитель достигнет тех целей, которые ставит перед собой. Да, он может с него потребовать выучить правило, или стихотворение. Ребенок выучит, но никогда не сможет раскрыться, передать свои эмоции, чувства и переживания. Он просто выучит и все!
    Каким холодом веет от фразы: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей». А разве можно получить любовь за деньги? Конечно же нет. Любовь – это доброта, понимание, принятие человека таким, какой он есть. И, когда взрослый человек, учитель, отдает всю свою любовь детям, она во сто крат возвращается к нему.
    Как приятно, когда видишь, что дети бегут тебе на встречу, чтобы донести пакет с тетрадями, чтобы крепко обнять и рассказать о своем прожитом дне, поделиться самым сокровенным, что у них есть в душе…Когда готовят сюрприз своему учителю на его день рождения своими силами: танцуют, поют, украшают класс, дарят подарки…Да просто хотят сделать что-то приятное! Разве это не показатель ответной любви детей к учителю?
    Да, они шумные, порой, непоседы. Но они – дети! Дети, у которых вся жизнь впереди и задача учителя, как и родителя, – научить ребенка, в первую очередь, быть человеком добрым, отзывчивым, приходящим на помощь в самых различных ситуациях. А без любви учителя к детям это, на мой взгляд, невозможно.

    1. Уважаемая Евгения Анатольевна!
      Спасибо за интересную и поучительную историю. Полагаю, что Ваш комментарий относится к теме форума “Учитель. Дети. Любовь”. Если Вам не сложно, перенесите, пожалуйста, Ваше сообщение на соответствующий форум, где все пользователи смогут с ним ознакомиться и обсудить. Спасибо.

  2. Взаимодействие классного руководителя с родителями
    Взаимодействие классного руководителя и родителей
    (из опыта работы классного руководителя 7-б класса Черкасовой О.Н.)
    Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и уважению других? Как воспитать настоящую личность?
    Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
    Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
    Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки – мама и папа курят; у мальчика, который отказывается работать на практике – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
    Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам:
    1. Уважать.
    2. Доверять.
    3. Помогать.
    4. Учиться.
    5. Благодарить.
    6. Объяснять.
    7. Спрашивать.
    Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
    Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
    Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
    Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
    От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
    В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
    Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
    Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей.
    Вот, например, какие темы родительских собраний запланированы в этом году:
    -Как помочь подростку обрести
    уверенность в себе
    -Нравственные приоритеты семьи
    -Проблемы компьютерной зависимости
    – Как помочь ребёнку преодолеть затруднения в учёбе?
    К каждому родительскому собранию стараюсь подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
    Так, на собраниях рассматривались личностные ориентации детей, каков темперамент вашего ребенка, кто в классе считается самым добрым, самым умным, «самым- самым» и конечно всех всегда интересует рейтинг успеваемости, посещаемости.
    В зависимости от темы родительского собрания стараюсь подготовить памятки, в которых содержатся рекомендации для родителей.
    Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
    В целом посещаемость собраний 82 %.
    Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.
    Родителям нравится быть участниками наших мероприятий. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества.
    Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку.
    Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению Личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не только пришли на праздник, а вместе с ним являются участниками праздника, а то и организаторами. А радость – это и есть здоровьесберегающее чувство.
    Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими.
    Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.
    Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой, и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.
    Вот так участие родителей в мероприятиях и учебном процессе способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и формирования личности.
    Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.

    1. Здравствуйте, уважаемая Ольга Николаевна! Спасибо за то, что поддержали наше обсуждение в рамках круглого стола. Ваш комментарий относится к теме “Родители и школа. Эффективное сотрудничество во имя будущего” ? Прошу Вас перенести Ваше сообщение внутрь соответствующей темы, чтобы пользователи могли его увидеть и обсудить. Спасибо. Если возникнут трудности, напишите. Спасибо.

  3. Я работаю классным руководителем 11 класса. Считаю, что основной формой взаимодействия с родителями в старших классах являются родительские собрания. как театр начинается с вешалки, так и организация проведения родительских собраний начинается с приглашения. Информация о времени проведения собрания передается через учеников за 4-5 дней до даты проведения, а ближе к назначенному времени – личное приглашение от педагога.
    Несмотря на то, что учащиеся 11 класса вполне сформировавшиеся личности, посещаемость родителей высокая.
    На собраниях, как правило, дается общая оценка класса в вопросах учебы, поведения, внеклассной деятельности. На собрания приглашаются учителя-предметники, педагог-психолог, администрация для предоставления более полной информации для родителей. Сами родители с интересом и активно участвуют в он-лай тестах, обсуждении различных ситуаций и выходов из них.
    Таким образом, устанавливается двусторонняя связь,которая заканчивается подведением итогов и принятием общих решений.

  4. Здравствуйте, уважаемая Антонина Михайловна! Исследовательская деятельность школьников – это тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
    Исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что – то новое, постичь неизведанное. Задача педагога — выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности.

    1. Уважаемая Наталия Евгеньевна! Спасибо за подробный ответ. Полностью согласна с тем, что исследовательская работа в современной школе – неотъемлемая часть образовательного процесса, что в нее необходимо включать каждого ученика.

  5. Здравствуйте, Елена Владимировна! Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.
    Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.
    Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц. Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.
    Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

  6. Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна!

    Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Необходимо увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.

    Я использую несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определяю их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учѐбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции. 4.Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату.

    Для выполнения исследовательской работы существует много разнообразных и сложных в исполнении методик. Поэтому учителю необходима консультация и помощь в определенных вопросах у более профессиональных и компетентных специалистов. Не всегда есть современное и необходимое оборудование. Например, ученицей нашей школы была выполнена исследовательская работа «Эколого-фаунистическая структура населения жужелиц соснового леса д. Хоботово». Изучение видового и количественного состава жужелиц проводилось для того, чтобы понять, в каком состоянии находится исследуемый фитоценоз, так как жужелицы являются мощными индикаторами экологического состояния окружающей среды и почвы. Очень сложно было определить видовой состав жужелиц . Поэтому мы обратились за помощью и консультациями к преподавателям Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.

    Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

  7. Здравстуйте, Елена Владимировна!!!
    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
    Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Перефразируя известный афоризм, я бы сказала так: “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
    Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.
    Изучение семьи ученика позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, я имею возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.
    От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
    В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
    Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.
    Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей

  8. Уважаемая Антонина Михайловна! С удовольствием прочитала Вашу статью “Об использовании результатов мониторингов для улучшения качества образования”. Проблема, которую Вы затрагиваете, стоит перед каждым учителем достаточно остро. Не будем сами себя обманывать, но приходится участвовать в различного рода мероприятиях «для галочки», для формальной отчетности. Перед нами четко обозначается то, чего от нас ждут. И тут уж учитель должен из кожи вылезти, а дать соответствующий процент. Конечно, это не делает результаты нашей работы объективными.
    Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна. Среди педагогов бытуют самые разнообразные мнения по вопросу необходимости и целесообразности этих работ. С одной стороны, ВПР в школе нужны для анализа образовательной деятельности, актуализируют деятельность учителя и ученика, а с другой, приводят к их перегрузке. Я считаю, что школа должна сама определить, в каких классах и по каким предметам должны проводиться ВПР. Убеждена в том, что КАЖДЫЙ! учебный предмет должен быть заявлен.
    ВПР в нашей школе проводятся спокойно и серьезно. Каждый ученик понимает, что только при хорошем настрое на работу можно иметь положительный результат. Конечно, без двоек не обходится. Но ведь в каждой школе есть очень слабые ученики. И если руководство (любого уровня) это понимает, то и объективность результатов будет 100%.
    При проведении ВПР по русскому языку я сталкиваюсь с проблемой нехватки времени для учащихся на выполнение работы. Я считаю, что ВПР нужны, но они должны быть составлены в соответствии с УМК, по которому обучаются учащиеся. И очень хотелось бы, чтобы сам процесс отчетности по ВПР был упрощен!

  9. Эссе «Новые стандарты – новые возможности».

    «Образование должно быть истинным,
    полным, ясным и прочным».
    (Я. Каменский)
    Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России.
    Реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения, формирова-ние единой системы оценки качества образования, модели инновационной деятельности педагогов высшей школы – актуальные проблемы современного российского образова-ния.
    В Государственной программе четко определены основные приоритеты. Во-первых, это полное удовлетворение потребностей в дошкольных учреждениях. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет должны быть обеспечены качественной подготовкой для дальнейшей учебы в школе. Во-вторых, дети должны обучаться в хороших условиях, с использованием современного оборудования. Качество обучения должно соответствовать Государственным стандартам.
    Считаю, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации феде-рального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы со-временной образовательной системой. В ведение часов на внеурочную деятельность обу-чающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра пре-доставляемых образовательных услуг, создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; материально-технические возможности школы (спортзала, компьютерного класса, актового зала, открытых игровых площадок) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведенная в школе, дает ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.
    А с другой – большая проблема: отсутствие в общеобразовательных школах матери-ально – технической базы, отсутствие мест для занятий, дополнительная загруженность учителей (мне кажется, что внеурочной деятельностью должны заниматься специально подготовленные педагоги), отсутствие условий для нахождения детей в школе, недоста-точно продумано питание (качество пищи недопустимо низкое) и это не смотря на то, что постоянно ведется разговор о здоровом образе жизни. Количество часов физической куль-туры увеличивается, а условий не создается: в спортивном зале занимается по 2 класса одновременно.
    Переход на новые образовательные стандарты – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Соответствовать Стандарту – основная цель педагогических стремлений. С другой стороны, его идеи определяют условия для развития осознанного отношения личности ко всему: духовной работе по осмыслению оценки личностью природы и социума.
    Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятель-ному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Следовательно, деятель-ность учителя сводится к развивающей функции обучения, применению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе деятельностный подход и способствуют разви-тию ученика как личности.
    Я думаю, одной важнейшей целью программы является повышение профессиональ-ного мастерства самих работников образования т.к. в конечном счете, успех образова-тельного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.
    По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – человек широкого кругозора, обладающий необходимыми компетентностями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.
    Мир, в котором живет современное человечество, уже не может существовать без компьютерной техники и цифровых технологий. Поэтому современное образование не может существовать без внедрения информатизации в образовательный процесс.
    Уже нельзя будет работать по старому и чтобы соответствовать современным требованиям нужно отказаться от многих стереотипов в своей работе. А кратко это звучит так: или ты находишь в себе силы и готовность к перерождению или тебе нет места в современном образовании.
    Несмотря на то, что мною пройдены курсы по ФГОС, изучены множественные материалы по этой теме, еще предстоит огромный труд по обобщению, осмыслению, а главное по систематизированию этих знаний, применению новых технологий и методов в своей работе. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
    Конечно, что в школе нужно что-то менять. В школе необходимо создать условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Мне кажется, для работы в новых условиях каждому из нас необходимо пересмотреть арсенал педагогических технологий, которые мы используем в своей работе.
    Я уверена, что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. Нам известно также, что в условиях введения образовательных стандартов второго поколения главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя – создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности. То есть, теоретически мы подкованы. Остается на практике закрепить свои знания и суметь применить их в свете преобразований.

  10. В своей работе я стремлюсь не просто передавать своим подопечным знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. Для этого я использую на всех уроках технологию проблемного обучения.

    Проблемные вопросы находятся вокруг нас, стоит только оглянуться и мы увидим то, что мы не знаем или знаем плохо.

    Почему эти иллюстрации собраны в один ряд. Какая между ними связь?

    Правильно ли художник нарисовал историческую картину. Найди ошибки.

    Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Обсуждение закрыто.