Семинар РМО учителей русского языка и литературы на тему: “Анализ работы РМО и перспективное планирование!

15.09. 2023 года в   МБОУ Заворонежской СОШ состоялся семинар РМО учителей русского языка и литературы на тему: «Анализ работы РМО и перспективное планирование.  Новая образовательная программа, новые ФГОС и новые подходы к преподаванию русского языка и литературы»  В рамках семинара рассматривались следующие вопросы: вступление в силу  с  1 сентября 23.09.2023 г. обновленных ФГОС СОО, новой ФОП; обеспеченность УМК; изменения в рабочих программах в части результатов и содержания. Выступали: Черенкова А.М., методист МКУ ИМЦ Мичуринского района, Богомолова О.М., учитель МБОУ Новоникольской СОШ, Панина Е.В., учитель МБОУ Заворонежской СОШ, Федорова Т.А., учитель Борщевского филиала МБОУ Заворонежской СОШ.

Говорилось о том, что реализация ФГОС ООО на уроках русского языка предполагает применение инновационных методик и технологий, которые позволяют достигать максимальных результатов в процессе обучения. Важным аспектом является развитие коммуникативной компетенции учащихся, что позволяет им эффективно использовать свой языковой потенциал в речевой деятельности. Кроме того, важно формирование навыков культуры речи и грамотного использования языка в различных ситуациях общения.

 Какие же требования предъявляются  к урокам русского языка?

Один из главных элементов образовательной системы России – федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они устанавливают требования к содержанию, организации и результатам обучения. ФГОС ООО были обновлены в 2019 году, и сейчас школам необходимо реализовать эти изменения на практике.

Русский язык – один из основных предметов в школе, поэтому для учителей этого предмета необходимо тщательно изучить новые требования ФГОС ООО. Согласно документу, целью обучения русскому языку является формирование коммуникативной компетентности учеников. Это означает, что ученики должны уметь свободно и правильно использовать русский язык в различных ситуациях коммуникации.

 Для достижения этой цели ФГОС ООО выделяют следующие задачи: развитие навыков грамотного и культурного общения на русском языке; формирование лингвистической компетенции, включающей знание основных языковых единиц и правил их использования; развитие умения анализировать тексты различных жанров и эффективно использовать полученную информацию; формирование навыков письма на русском языке в соответствии с требованиями текущего уровня образования.

Для достижения этих задач предусмотрены следующие основные компоненты урока: организация коммуникативной деятельности, которая направлена на развитие навыков общения на русском языке; использование актуальных методов обучения, включающих индивидуальную, групповую и коллективную работу; активная работа с текстами различных жанров: чтение, анализ и интерпретация; применение новых технологий обучения, таких как интерактивные доски, онлайн-сервисы и тестирование.

Реализация требований ФГОС ООО на уроках русского языка необходима для достижения качественного образования каждого школьника в России. Учителя должны быть готовы к изменениям в методиках преподавания, использованию новых технологий и организации уроков. Комплексный подход к преподаванию русского языка, опирающийся на требования ФГОС ООО, поможет добиться лучших результатов в обучении и развитии учеников.

Введение обновленных ФГОС ООО в учебный процесс предполагает изменения как в методах преподавания, так и в содержании уроков. Обратить особое внимание на реализацию новых требований следует при подготовке кураторов и педагогических работников, а также при организации самостоятельной работы учеников.

Ниже представлены практические рекомендации по реализации требований обновленных ФГОС ООО на уроках русского языка:

учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, работать с ними индивидуально, использовать различные методы дифференцированного обучения (например, группировку по интересам или уровню знаний); обращать большое внимание на развитие коммуникативных навыков учеников; создавать условия для дискуссий, диалога и обмена мнениями; использовать современные технологии при проведении уроков: интерактивную доску, компьютерную программу для работы со словами или текстом и т.п.; проводить уроки в игровой форме, чтобы привлечь внимание учеников и повысить их мотивацию к изучению русского языка.

Важно  использовать проектную деятельность на уроках русского языка. Это поможет ученикам освоить не только грамматические правила, но и научиться работать с различными информационными ресурсами.

Надо  подбирать тексты для чтения разной тематики: от литературных произведений до новостей из интернета. Также следует обращать внимание на словарный запас учеников и учитывать его при выборе материала для работы; можно использовать онлайн-курсы, видеоматериалы или другие интерактивные инструменты; работать с письменной речью: стимулировать написание эссе, сочинений или других текстовых заданий; проводить проверку знаний учеников, использовать различные формы контроля (тестирование, составление таблиц и схем).

Важно помнить, что реализация обновленных ФГОС ООО на уроках русского языка – это постоянный процесс, который требует от педагогов постоянного совершенствования своих методик и подходов.

Реализация обновленных ФГОС ООО на уроках русского языка предполагает более активное взаимодействие учителя и учеников, а также гибкое использование различных методик и форм работы. Это позволяет создать комфортные условия для изучения языка и повысить мотивацию учеников к его изучению.

Подробно педагоги поговорили о составлении программ по литературе в 10 и 11 классах.

 В 2023–2024 учебном году преподавание учебных предметов регулируют федеральные нормативные документы по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федеральных образовательных программ (далее – ФОП или ФООП). 5–7 классы – продолжают преподавание по рабочим программам по литературе, соответствующим обновленным ФГОС ООО, и переходят к реализации федеральных рабочих программ по литературе из ФОП ООО; 8–9 классы – продолжают преподавание по рабочим программам по литературе, разработанным в соответствии с ПООП, а также вносят в них изменения в соответствии с ФОП (см. раздел 3.3. «О преподавании предмета «Литература» в 8–9 классах»); 10–11 классы – 10 классы начинают реализацию новой федеральной рабочей программы по литературе в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП среднего общего образования; начало реализации – с 1 сентября 2023 года только в 10 классах; – в 11 классе продолжается работа по ранее утвержденной рабочей программе по литературе, разработанной в соответствии с ПООП, а также в нее вносятся необходимые изменения в соответствии с ФОП; изменения в соответствии с ФОП означают, что содержания и планируемых результатов на уровень образования не должно быть меньше, чем в ФОП