Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Интегративный подход в работе с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время

«Интегративный подход в работе с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

Учитель химии

Костяева Елена Владимировна

Пичаевский филиал

МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

1.     Применение интегративного подхода;

2.     Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

3.     Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

4.     Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

5.     Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

6.     Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

7.     Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

8.     Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

9.     Принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

10.                       Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.

 В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

          1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

         4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

      Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.

       Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

Ø исследовательская деятельность;

Ø проектная деятельность;

Ø спецкурсы;

Ø подготовка учащихся к олимпиадам.

      Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.  

       Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

Выводы:

    Интегративный подход в работе с одаренными детьми: вовлекает воспитанников в активную познавательную деятельность; повышает учебную мотивацию учащихся по химии; повышает качество знаний учащихся; способствует развитию научного стиля мышления учащихся; формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему; приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

 

 

 

Закревская Елена отреагировал на эту запись.
Закревская Елена

Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за интересное выступление!  Возник вопрос: какие  мотивационные механизмы Вы используете для привлечения учащихся  к исследовательской деятельности? Ещё заинтересовала проектная деятельность. Нравятся ли детям проекты и какой выход получают проекты учащихся ?

Добрый день! Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности использую следующие механизмы: острая проблематика, общественная значимость темы. Не мало важное значение играют и личные качества ученика: желание получить признание, доказать свою состоятельность, амбициозность.

Участвовать в проектной деятельности детям нравится, но, к сожалению таких детей, становится все меньше. В таблице приведены данные по результативности участия в мероприятиях различного уровня.

Наименование мероприятия

Уровень

 

Результат

Областной конкурс  проектов «Гимн воде» Номинация «Сохраним сегодня, чтобы жить завтра»

Региональный

1 место

Областная научно-практическая конференция «Человек и природа»

Региональный

Сертификат

участника

Интернет - проект

«Путешествие в мир химии»

Всероссийский Интернет проект

Департамент образования Ярославской области центр телекоммуникаций и информационных систем образования

Сертификат участника

Экологический конкурс «Береги свой дом, свою планету» номинация «Экологический проект»

Региональный

 

2 место

Межрегиональная конференция исследовательских и проектных работ учащихся (Кипр-2012)

 

Диплом лауреата

Районный заочный конкурс «Человек и природа»

Муниципальный

1 место

Областная научно-практическая конференция «Человек и природа»

Региональный

3 место

Муниципальный конкурс «Грани творчества»

Муниципальный

1 место

Открытая конференция исследовательских работ «Грани творчества»

Региональный

Сертификат участника

VII, VIII,  IX,  X  областная научно-практическая конференция школьников

«У природы нет плохой погоды»

Региональный

Диплом участника