Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района
Инструкция по работе в сетевых мероприятиях на сайте МКУ Информационно-методического центра
«Учебная мотивация или как помочь ребенку полюбить учебу». Взаимодействие с родителями.
Цитата: Олеся Игоревна Кононенко от 15.10.2018, 00:21Цель: создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.
Задачи:
- Показать значение мотивации для успешности обучения;
- Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
- Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
- Объединить усилия педагогов и родителей;
- Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
Если задать родителям следующий вопрос: «С какой целью вы отдали ребенка в школу?» Мы услышим «стандартный» ответ….
… чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.
Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? Ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки…
Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять. Как раз это желание и называется мотивом.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)
Мотивация – это способность удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка.
Как могут родители повысить у ребенка желание учиться?
Что бы понять как правильно действовать, нам нужно разобраться в причинах низкого уровня мотивации
Причины низкого уровня мотивации.
Причина – неумение учиться.
Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности).
Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания.
Причина - поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”.
Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Причина - отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью.
Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
Причина – дефицит внимания со стороны взрослого.
Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.
Почему ребенок не хочет учиться?
Если ребенок слышит от родителей фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. А потому ребенка важно не только формально готовить к школе, но и воспитывать к ней, развивать мотивацию от простых задач к более сложным.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Важно формировать у ребенка мотивацию именно до школьного возраста. Если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле, то к моменту, когда их опека будет уже ослаблена, он окажется в кругу людей с такими же интересами и будет ориентироваться на их мнение. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито.
Очень эффективным для детей младшего школьного возраста, является обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения.
Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.
Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”.
И главное, не идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безынициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.
Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки.
Научитесь слышать своего ребенка, проявляйте интерес к любой его деятельности и только тогда вы поймете, что действительно ему интересно, важно и значимо! И именно в этот момент ребенок сможет услышать вас!
Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.
Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
Читайте вместе с детьми книги по ролям.
Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.
Рекомендации по подготовке домашнего задания
У ребенка выработается и затем сохранится хороший настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:
— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; что никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
— встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
— проверяя работу, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, ….!");
— в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Организация выполнения домашних заданий
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Цель: создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.
Задачи:
- Показать значение мотивации для успешности обучения;
- Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
- Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
- Объединить усилия педагогов и родителей;
- Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
Если задать родителям следующий вопрос: «С какой целью вы отдали ребенка в школу?» Мы услышим «стандартный» ответ….
… чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.
Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? Ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки…
Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять. Как раз это желание и называется мотивом.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)
Мотивация – это способность удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка.
Как могут родители повысить у ребенка желание учиться?
Что бы понять как правильно действовать, нам нужно разобраться в причинах низкого уровня мотивации
Причины низкого уровня мотивации.
Причина – неумение учиться.
Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности).
Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания.
Причина - поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”.
Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Причина - отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью.
Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
Причина – дефицит внимания со стороны взрослого.
Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.
Почему ребенок не хочет учиться?
Если ребенок слышит от родителей фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. А потому ребенка важно не только формально готовить к школе, но и воспитывать к ней, развивать мотивацию от простых задач к более сложным.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Важно формировать у ребенка мотивацию именно до школьного возраста. Если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле, то к моменту, когда их опека будет уже ослаблена, он окажется в кругу людей с такими же интересами и будет ориентироваться на их мнение. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито.
Очень эффективным для детей младшего школьного возраста, является обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения.
Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.
Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”.
И главное, не идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безынициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.
Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки.
Научитесь слышать своего ребенка, проявляйте интерес к любой его деятельности и только тогда вы поймете, что действительно ему интересно, важно и значимо! И именно в этот момент ребенок сможет услышать вас!
Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.
Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
Читайте вместе с детьми книги по ролям.
Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.
Рекомендации по подготовке домашнего задания
У ребенка выработается и затем сохранится хороший настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:
— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; что никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
— встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
— проверяя работу, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, ….!");
— в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Организация выполнения домашних заданий
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.