Методические рекомендации по проведению мероприятий и организации обучения на площадке Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества

Об информационной базе данных дополнительных профессиональных программ для педагогических работников

В рамках реализации рекомендаций парламентских слушаний “Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве”, прошедших в Совете Федерации 17 апреля 2017г., на площадке Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества реализуется информационная база данных дополнительных профессиональных программ для педагогических работников (далее – база программ).
База программ направлена на организацию бесплатного и масштабного обучения педагогических работников по различным актуальным направлениям государственной политики в сфере образования.

База программ обучения реализуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и в целях реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы в части развития комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников.

В базу программ включены бесплатные образовательные программы дополнительного профессионального образования по следующим направлениям: информационные технологии, преподавание учебных предметов, обеспечение безопасности и здоровья обучающихся, работа с особыми категориями детей, основы педагогики и программы по другим направлениям.

В настоящее время в базу программ включены программы повышения квалификации по следующим направлениям:

1. Основы педагогической деятельности и аспекты педагогики и дидактики;

2. Основы психологии для педагогических работников;

3. Повышение образовательных результатов общеобразовательной организации по предметной области «Русский язык и литература» в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;

4. Технологии и методики обучения написанию сочинения и аспекты проведения в образовательной организации итогового сочинения (изложения);

5. Теория и методика обучения астрономии в условиях реализации ФГОС;

6. Преподавание учебного предмета «Биология» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту;

7. Преподавание географии согласно Концепции развития географического образования в Российской Федерации;

8. Преподавание отечественной истории и всемирной истории согласно Федеральному государственному образовательному стандарту;

9. Углублённое преподавание математики в условиях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации;

10. Преподавание обществознания согласно концепции преподавания учебного предмета «Обществознание»;

11. Теория и методика обучению праву;

12. Преподавание предметной области «Искусство» (предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура») согласно Концепции преподавания предметной области «Искусство»;

13. Преподавание предметной области «Технология» согласно Концепции преподавания предметной области «Технология»;

14. Углублённое преподавание физики в соответствии с ФГОС;

15. Преподавание физической культуры согласно концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;

16. История России согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;

17. Организация работы педагогических работников психолого-медико-педагогического профиля и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий;

18. Психологические аспекты деятельности педагогического работника;

19. Основы педагогики и психологии младшего школьника в целях реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

20. Психология развития и возрастная психология;

21. Развитие умственных способностей у младших школьников;

22. Методика и технология работы социального педагога в условиях реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

23. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования;

24. Методики обучения обучающихся написанию сочинений в контексте проведения Всероссийского конкурса сочинений Минпросвещения России для учителей русского языка и литературы;

25. Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР);

26. Основы безопасности жизнедеятельности в условиях реализации Концепции преподавания учебного предмета «ОБЖ»;

27. Теоретические основы русского языка в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;

28. Преподавание учебного предмета «Химия» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту;

29. Теория литературы и методика преподавания литературы в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;

30. Формирование коммуникативных умений младших школьников;

31. Менеджмент и маркетинг в образовательных организациях;

32. Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства;

33. Преподавание предметной области «Иностранные языки» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту;

34. Теоретико-методологические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ;

35. Теория и методика воспитания в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

36. Внедрение ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства

37. Внедрение «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р, в деятельность образовательных организации”;

38. Актуальные вопросы преподавания курса “Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)”;

39. Психологическое сопровождение обучающихся в критических ситуациях в целях реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

40. Организация правового воспитания в начальной школе в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168;

41. Правовое регулирование образования в РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональных стандартов (расширенный курс);

42. Правовое регулирование образования в РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональных стандартов (базовый курс);

43. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;

44. Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях в соответствии с Федеральными законами от 25.07.2002 N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” и от 06.03.2006 N 35-Ф3 “О противодействии терроризму”;

45. Профилактика суицидального поведения обучающихся в целях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства;

46. Развитие государственно-общественного управления образованием в целях реализации положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

47. Реализация положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями общего и дошкольного образования;

48. Организация служб школьной медиации в образовательных организациях в целях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства;

49. Создание и развитие сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

50. Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности, в рамках реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы;

51. Технологии общения для педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

52. Трудовое законодательство и права педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

53. Формирование культуры питания обучающихся в целях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства;

54. Реализация положений ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и санитарных требований в образовании;

55. Навыки оказания первой помощи педагогическими работниками в условиях реализации ст. 41 “Охрана здоровья обучающихся” Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”;

56. Организация правового просвещения в образовательной организации в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168;

57. Конвенция о правах ребенка и права ребенка в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

58. Защита обучающихся от информации, распространяемой посредством сети “Интернет”, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;

59. Основы обеспечения информационной безопасности детей;

60. Формирование и развитие общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического работника в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта;

61. Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта;

62. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Вышеуказанные образовательные программы бесплатны как для прохождения, так и для получения электронных документов.

К концу года планируется организовать обучение более 300 000 учителей, а результаты работы базы программ будут учтены в рамках реализации плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

База программ обучения организована на площадке Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества на сайге www.Единыйурок.рф (в разделе «Курсы»).

Для прохождения обучения педагогическому работнику необходимо:

1. Пройти регистрацию на сайте либо авторизоваться;

2. Перейти в «Личный кабинет»;

3. Выбрать вкладку «Подача заявки на курсы» и перейти в режим “Редактировать. Обновить профиль”;

4. Ввести свои данные. Вам необходимо ввести данные в поля «Фамилия, Имя и Отчество» и загрузить сканы необходимых документов. После введения и загрузки документов необходимо нажать кнопку “Обновить”;

5. Если данные и документы прошли проверку, то доступ будет предоставлен сразу и автоматически. В личном кабинете появится новая вкладка “Образовательные программы”, где будут отображены ссылки на образовательные программы.

О формировании Электронной библиотеки образования

В рамках реализации рекомендации парламентских слушании «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, на площадке Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества запускается Электронная библиотека образования (ЭБО).

Цель инициативы — развитие сетевых механизмов распространения лучшего педагогического опыта и организация разработки сетевым сообществом педагогических работников материалов по различным направлениям образования и воспитания.

Электронная библиотека образования реализуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

В рамках реализации данной инициативы планируется запуск платформы, в рамках которой педагогические работники и сотрудники органов, осуществляющих управление в сфере образования, смогут публиковать свои монографии, учебники и учебные пособия, разработки и статьи и другие научные труды, посвященные вопросам образования и воспитания детей” по различным актуальным направлениям образования и воспитания.

В рамках Электронной библиотеки образования будет осуществляться методическая и информационная поддержка инициатив федеральных органов государственной власти в области образования и будет организована система сетевой разработки педагогическим сообществом различных документов, материалов и образовательных программ.

Осуществлять модерацию и экспертизу представленных материалов и информации для публикации будут члены методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, осуществляющей свою деятельность дистанционно и на некоммерческих началах. Членами методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества могут стать педагогические работники первой или высшей квалификационной категории, имеющие стаж педагогической работы более 10 лет и соответствующие ряду требований.

Читателем библиотеки может быть любой пользователь сети «Интернет», заинтересованный в освещаемом материале вопросе и в первую очередь учителя и сотрудники администрации образовательных организации”.

Таким образом, педагогическое сообщество сможет более активно использовать сеть «Интернет» для собственного самообразования и развития, а авторы получат возможность распространить свой опыт и знания среди большой педагогической аудитории.

ЭБО будет общедоступной и будут бесплатной для как авторов, так и читателей.

Порядок функционирования и работы Электронной библиотеки образования утверждается секретарем Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.

 

О формировании региональных отделений Общероссийского детского общественного движении в сфере обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве “Страна молодых”

На площадке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества создается Общероссийское детское общественное движение в сфере обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве “Страна молодых” (далее – Движение).

Движение создается по многочисленным предложениям со стороны педагогических работников-членов Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации и предложений, направленных в ходе подготовки к проведению парламентских слушаний “Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года.

В рамках своей деятельности Движение будет:

1. содействовать в реализации рекомендаций парламентских слушаний “Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2018 года, и плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденного приказом №88 Минкомсвязи России от 27.02.2018;

2. осуществлять общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере детства.

Движение будет координировать проекты, мероприятия и программы в сфере образования и детства Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества,
В Движение войдут мероприятия Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых» и Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии, в том числе Единый урок безопасности в сети «Интернет», Единый урок прав человека и порталы «Единыйурок.рф», «Сетевичок» «Единыйурок.дети» и «Единыиурок.онлайн».

Участниками движения смогут стать обучающиеся, достигшие возраста восьми лет, педагогические работники и родители.

На данный момент в очных мероприятиях Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества участвуют более десяти миллионов детей, а в дистанционных мероприятиях более двух миллионов школьников из всех регионов России.

Кроме этого, более миллиона педагогических работников входят в Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации.

Участие в Движении позволит детям и педагогическим работникам использовать сеть «Интернет» для собственного развития, а движение станет стратегическим партнером образовательных организаций и администраций субъектов Российской Федерации в реализации программ обучения и воспитания.

На данный момент в ближайшие задачи Движения входят вопросы, связанные с созданием в субъектах Российской Федерации региональных отделений.

Создание регионального отделения позволит администрациям субъектов Российской Федерации активно вовлекать представителей Движения в свою работу на разных уровнях управления, координировать работу Движения в субъекте Федерации и стимулировать детей и взрослых к более активному участию в Движении, что позволит за счет использования современных технологий усовершенствовать и повысить эффективность функционирования системы образования и молодежной политики в субъекте Федерации.

Создание и оценка работы Движения в субъектах Федерации с 2019 года будет включено в качестве критериев при проведении мониторинга программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в субъектах Российской Федерации, проводимого в рамках плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденного приказом №88 Минкомсвязи России от 27.02.2018, и отмечено при подготовке информации для раздела «Медиаграмотность и медиапотребление несовершеннолетних, как актуальные составляющие информационной культуры детей» Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.
Органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальные образования, образовательные организации, их работники и другие лица могут принять участие в создании региональных отделений Движения в своих регионах, выступив учредителями региональных отделений.
Подробная информация о Движении, региональных отделениях и порядке формирования региональных отделений представлена по ссылке:https://www.единыйурок.рф/index.php/faq/dod

 

О проведении конкурса профессионального мастерства педагогических работников, приуроченного ко дню рождения знаменитого советского педагога Антона Семёновича Макаренко

25 февраля 2019 года стартует конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный ко дню рождения знаменитого советского педагога Антона Семёновича Макаренко.

Организатором конкурса выступает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества.

Конкурс направлен на реализацию мероприятия 2.5 “Повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования” задачи 2 “Развитие современных механизмов и технологий общего образования” Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 года в части развития профессиональных конкурсов для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций и плана мероприятий Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества на 2018/2019 учебный год.

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем и в том же году были объявлены имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века — это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Конкурс направлен как на популяризацию научной деятельности Антона Семёновича Макаренко, так и предоставить возможность педагогическим работникам участвовать в дистанционных и бесплатных конкурсных мероприятиях, направленных на повышение уровня самообразования и создания условий для самопроверки педагогическими работниками своих знаний.
В ходе конкурса педагогическим работниками предстоит проверить свои знания в сфере педагогики и детской психологии. Задания конкурса также включают аспекты работы и результаты научной деятельности А.С. Макаренко.

Необходимо отметить, что задания конкурса разработаны сообществом педагогическим работников с учетом требований приказа Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н о профессиональном стандарте “Педагог” (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)) в части необходимых знаний и умений.

В рамках образовательной программы конкурса участники смогут пройти курс и познакомиться с материалами, посвященными научной деятельности Антона Семёновича Макаренко.
По количеству, набранных баллов будут определены победители на двух уровнях -1000 победителей конкурса на федеральном уровне и 150 победителей в каждом субъекте Российской Федерации.

Конкурс ориентирован на всех педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

В первые конкурс прошел весной 2018 года и был приурочен к 130-летию со дня рождения знаменитого советского педагога А.С. Макаренко. В конкурсе приняли участие 137 тысяч педагогических работников из всех субъектов Российской Федерации, поэтому были определены победители как на федеральном уровне, так и в каждом субъекте Российской Федерации. Всего победителями на федеральном и региональных уровнях стало более 21 тысячи педагогических работников.

Важно отметить, что конкурс носит некоммерческий характер и всем его участникам, и победителям конкурса предоставлялись бесплатно подтверждающие документы.
Конкурс организован на площадке Экспертного совета по информатизации системы и образования при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества и проходит на сайте www.Единыйурок.рф (в разделе «Мероприятия», пункт «Конкурс профессионального мастерства педагогических работников имени А, С. Макаренко»).
О проведении VI Международного квеста по молодежному предпринимательству«Businessteen»

Цель квеста – популяризация предпринимательской деятельности среди детей и подростков с 7 до 22 лет, а также их обучение необходимым для ведения предпринимательской деятельности знаниям и компетенциям.

Квест организован Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовых коммуникаций России, а также при поддержке Совета по делам молодежи Государств СНГ, Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ, Федерального агентства по делам молодежи и Миппромторга РФ.

Дети и подростки могут самостоятельно пройти в любое время онлайн-обучение основам предпринимательского дела и пройти специальные тематические образовательные модули.
По количеству набранных в ходе обучения баллов будут определены победители на трех уровнях: муниципалитет, субъект России, межреспубликанский на уровне государств СНГ. Всем участникам будут предоставлены сертификаты, подтверждающие участие в квесте.

В рамках квеста проходит Всероссийское исследование «Подростки и предпринимательство», которое направлено на выявление условий, способствующих выбору подростками карьеры предпринимателя, и оценки информационного пространства в отношении предпринимательства в регионах.

В рамках исследования анонимно школьникам будут задаваться вопросы об их отношении и их ближайшего окружения к предпринимательству, причинах выбора предпринимательского пути или работы по найму, оценку региональных предпринимателей и т.д.

Образовательные организации могут провести квест среди своих обучающихся и определить победителей внутри своего учреждения в формате специального этапа. Организаторы Квеста предоставят администрации учреждения список логинов и баллов для объявления победителей, но при этом дети будут также претендовать на победу на других уровнях.

Участие в квесте для всех категорий участников бесплатное.
Квест пройдет с 15.02.2019 по 30.05.2019 на сайте https://wwvv.bizteen.ru