Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

"Безопасность в сети Интернет"

Воропаева Светлана Александровна,
учитель информатики и географии
Красивский филиал МБОУ Кочетовской СОШ

«Безопасность в сети Интернет»

Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, доступ к интернету. Презентация.

Подготовка к уроку. Изучение учащимися  понятий: интернет, угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ведущие понятия урока: интернет, угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ход урока.

I. Мотивация к деятельности.

Вступительная часть — сообщение цели и задач  урока.

   Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И ни когда-то, а прямо сейчас.

Беседа с классом по вопросам:

1.Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

2. Что означает понятие « интернет»?

Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

3.Что дает Вам интернет?

(Предполагаемые ответы: общение с друзьями, родственниками;  доступ к новой информации и развлечениям; возможность учиться новому, знакомиться с новыми людьми и т.д. Бесконечный поток информации на любую тему- - от медицины до науки и техники; - подробнейший материал обо всех видах искусства; - массу полезной информации для студентов и школьников; - сведения для тех, кто ищет работу; - справки об отдыхе, развлечениях, спорте и самых разных товарах. В Интернет можно отыскать различные справочники, словари, энциклопедии и географические карты).

4. Что означает: угроза информационной безопасности?

Безопа́сность — многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищённость и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем.

Информация — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

Краткая справка. Приложение

 ИСТОРИЯ И ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА.

 С историей возникновения интернета вы можете познакомиться в Википедии. Датой возникновения интернета считается 29 октября 1969 года. 

Почему сегодня тема информационной безопасности стала очень актуальной?

 Обсуждение вопроса:  почему сегодня тема информационной безопасности стала очень актуальной?

Основные угрозы в сети интернет для детей.

  Более 40% детей сталкиваются с сексуальными изображениями в интернете. Младшие школьники сталкиваются с сексуальными изображениями реже, чем старшие, но испытывают больший стресс.

   В сети есть множество сайтов о похудании, о наркотиках, "к которым не привыкаешь", о взрывчатых веществах, приготовленных в домашних условиях и т.д.

  Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности.

  Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников. 80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях.

70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы.

40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни.

У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру.

Существует 5 типов Интернет-зависимости:

 • бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.

 • пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.

 • игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.

 • навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.

 • киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

 Просмотр видеофильмов:

Приключения робота Каспера в игре

Приключения робота Каспера приватность аккаунтов

Приключения робота Каспера пароли.

Просмотрев видеоролики, ответьте на вопрос: как избежать опасных ситуаций в Интернете?

Защитите себя в Интернете. Думайте о том, с кем разговариваете. Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны. 

Поиграем:

Как вести себя в сети?

Физ. минутка «Собери рукопожатия».

Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей.

Кому сколько человек удалось поприветствовать?

- Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия? Однако, очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.

III. Закрепление.

Викторина:

1. В первую строку впиши слово, которое означает всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Выполни предложенный алгоритм действий. И узнай, о чём обязательно необходимо позаботься перед тем, как начать пользоваться компьютером. 

 

2.  Чтобы прочесть очередное правило безопасного поведения в сети Интернет, используй таблицу со словами. Двигайся по ней по указанному алгоритму из выделенной ячейки.

О каком из предложенных правил говорится в этой таблице?

а) Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.

б) Когда ты регистрируешься на различных сайтах, старайся не указывать персональную информацию в Интернете.

в) Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета, не смотря на то, что там написано.

3. Используя предложенную таблицу, выпиши необходимые буквы и прочти одно из важных правил безопасного поведения в сети Интернет. Записывай буквы не точно по их координатам, а буквы, которые располагаются:

первое слово – слева от указанной ячейки;

второе слово – справа от указанной ячейки.

В ответе запиши полученные два слова через один пробел без кавычек и каких-либо знаков препинания.

4. Пиктограмма, изображающая эмоцию, которая чаще всего составляется из типографских знаков, называется ***. Особое распространение получили в Интернете и SMS, однако в последнее время используется повсеместно. В повседневной русской речи обычно называются «смайликами» независимо от выражения. Чтобы узнать, какое слово пропущено, выполни задание. Используя лабиринт, найди и выпиши на пути к выходу все числа по порядку. Числа означают место буквы в русском алфавите – замени числа на буквы.

В ответе запиши одно полученное слово без кавычек и каких-либо знаков препинания.

5. Что такое «сетевой этикет»? 

а) Правила поведения на уроке.

б) Правила дорожного движения.

в) Правила поведения в Интернете.

6. Зачем нужен брандмауэр?

а) Он защищает компьютер от вирусов.

б) Обеспечивает защиту важных документов, хранящихся в компьютере.

в) Не даёт незнакомцам проникнуть в компьютер и просматривать файлы и документы.

7. Какое важное правило безопасного пользования в сети Интернет можно назвать, ведь ты не хочешь, чтобы твою личную переписку узнал кто-то чужой?

а) красивый пароль                          б) лёгкий пароль 

в) надёжный пароль             г) легко запоминающийся пароль

 

Памятка учащимся

Безопасное использование социальных сетей

 

Для родителей можно предоставить памятку на родительском собрании.

Памятка для родителей:

1.     Поговорите с детьми о том, чем они занимаются в интернете.

2.      Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас, поэтому создайте свой собственный список правил работы ребенка в Интернете и повесьте его на стену около компьютера.

3.     Конфидециальность: при общении использовать только имя или ник (псевдоним), который лучше чтобы придумал сам родитель и оно не несло личной информации, не сообщать посторонним людям номер телефона, адрес, место учебы и прочую важную информацию, не высылать свои фотографии Установите и регулярно обновляйте антивирусную программу.

4.     Контролируйте приобретение ребенком компьютерных дисковс играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

5.     Всегда держите компьютер в центре внимания, узнавайте, для чего ваши дети используют Интернет.

6.     Научите детей рассказывать вам даже о малейшем беспокойстве, что что-то пошло не так.

7.     Расскажите детям о мошенниках и прочих "плохих" людях в Сети, которые могут выдавать себя за других, поэтому надо отказываться от встреч с ними. Научите ребенка говорить "Нет".

8.     Не забудьте рассказать об авторском праве, что неправомерное использование чужого материала может быть уголовно наказуемым.

9.     Расскажите, что далеко не все, что есть в интернете - правда, всегда нужно уточнять у родителей.

 

Рефлексия - продолжи фразу...

 

Можете ли вы назвать тему урока? 

Какое задание было самым интересным и почему? 

Что не понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу?  

Можно познакомится с разработкой урока на платформе Stepik и пройти курс 

"Безопасность в сети Интернет"

 

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

 

1.     В.П.Леонтьев Компьютерная энциклопедия. М., 2002.

          2.     Интернет-ресурсы. Википедия.

                 3. Интернет - картинки

4. История Интернета - https://www.tehpodderzka.ru/2018/10/internet.html

5. Защита детей - https://kids.kaspersky.ru/entertainment/priklyucheniya-robota-kaspera-paroli/

6. Видео - https://www.youtube.com/channel/UC9TAXyI2LLXhf4zv7Z6BBJw

Уважаемая Светлана Александровна! Вы просто мастер медиаресурсов! Урок чрезвычайно разнообразен по формам и методам работы. С большим удовольствием познакомилась с Вашим опытом. Особенно заинтересовала платформа Stepik, на которой вы разработали курс безопасности. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом сервисе и  создании курса? Предполагаю включить этот ресурс в сборник.

Светлана Александровна, здравствуйте! Очень понравилась Ваша разработка, с Вашего разрешения позаимствую  отдельные моменты для применения в будущем.   Каждый раз восхищаюсь  Вашими работами и убеждаюсь, что нет предела совершенству!
Вижу , что  работа в  сетевой мастерской "Он-лайн обучение школьников с использованием инструментов социальной сети"  , пригодилась как нельзя к стати .  Не додумалась , что  курс безопасности  можно создать на платформе Stepik, это и не так  затруднительно для педагога и очень интересно детям.
Одно небольшое замечание: не нужно детям рекомендовать Википедию,Вы , как активный участник сетевых конкурсов, тренингов, мастер-классов,знаете, что данный сайт не всегда содержит достоверную информацию.

Ирина Викторовна Юрасова отреагировал на эту запись.
Ирина Викторовна Юрасова

Здравствуйте, коллеги! Светлана Александровна, хочется выразить вам признательность за полезный ресурс, обязательно для себя позаимствую. Также хочу добавить про Stepik (мы его зовем "Стёпик") на котором вы начали создавать курс по Уроку безопасности в сети Интернет. Может мы присоединимся и добавим свои ресурсы: теоретический  подробный материал Чистовой Т.А., замечательный интерактив нашего молодого коллеги Чибисова А.А, и что-нибудь еще интересное... Так чтобы ресурс был полноценным и его можно было использовать. 

Алексей Александрович Чибисов отреагировал на эту запись.
Алексей Александрович Чибисов

Добрый день, коллеги! Спасибо за вашу оценку. Прислушаюсь ко всем советам и рекомендациям и согласна, что Википедию советовать не стоит. По поводу присоединиться к ресурсу я тоже не против, а наоборот согласна можно посмотреть, что из совместного курса получиться. Идея замечательная.

Светлана Александровна спасибо большое за ресурс,  полностью согласен со словами Ирины Викторовны  давайте действительно сделаем ресурс  более интерактивным

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Здравствуйте, Светлана Александровна! С удовольствием познакомилась с вышей работой. Очень интересный урок. Вопросы рассматриваете очень актуальные, а главное жизненные. Материал изложен подробно. Я бы хотела побывать на вашем уроке и посмотреть как увлеченно работают учащиеся. Очень хорошо, когда урок составлен на активную деятельность учащихся. Очень полезный материал.

Коллеги! Идея о ресурсе замечательная!  Коллективный продукт можно номинировать на областной конкурс "Урок 21 века" и сертифицировать.

Елена Владимировна поддерживаю данную идею.

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.