Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Наши дети в Интернете

Чистова Татьяна Анатольевна,
учитель физики и информатики 
МБОУ Кочетовской СОШ

     Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Сегодня все больше и больше компьютеров, как на работе, так и дома  подключаются к работе в сети Интернет.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников.

Количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей. Дети и подростки  - активные пользователи Интернета. С каждым годом сообщество российских интернет - пользователей  молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающем от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития  становятся  информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, Интернет. Между тем,  помимо  огромного  количества возможностей , Интернет несети множество рисков, и  всё острее встает проблема   формирования информационной культуры и обеспечения безопасности наших детей в Интернет. К сожалению, большая их часть не знает, что Всемирная паутина несет  в себе немало явных и  скрытых угроз. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и  педагоги?

Следует понимать, что,  подключаясь к Интернет,  ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. К тому же подростки являются самой уязвимой  частью пользователей сети Интернету. Наибольшей опасности, как правило,  подвергаются  следующие группы юных пользователей:

1.      новички в Интернете, не знакомые с сетевым этикетом;

2.      любители острых ощущений;

3.      одинокие, ищущие внимания и привязанности;

4.      бунтари;

5.      те, кого интересуют вопросы секса;

6.      слишком любопытные;

7.      слишком доверчивые.

Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:

Угроза заражения вредоносным ПО.  Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернета файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

Интернет-мошенничество. Способов мошенничества в виртуальном пространстве существует немало. Одна из распространенных форм  преступлений – это рассылка спама  в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники» и др.). Здесь мошенники умело «давят на  чувства» потенциальных жертв. Вот пример подобного сообщения: «Привет! У меня для тебя сюрприз к Новому году. Отправь число 278890 на номер 4589, и ты приятно удивишься! Если не посмотришь, сильно на тебя обижусь!!!». Если отправить подобное SMS , то со счета мобильного телефона  сотовый оператор спишет 150 и более рублей.

Грифинг (хулиганство), троллинг (хамство) и киберпреследование. Чаще всего  гриферы  издеваются над участниками сетевых игр, мешают играть, используют нецензурную лексику, досаждают сразу нескольким  игрокам или изводят конкретного человека.
С троллями  можно «столкнуться» на многих сетевых ресурсах (социальные сети, форумы, чаты), где они стараются вывести участника из себя с помощью оскорблений и злых шуток.
Онлайн-хулиганы могут выманивать  личные данные подростка для того , чтобы преследовать его в виртуальном пространстве, посылая оскорбительные или угрожающие  электронные письма. Киберпреследователи могут проникнуть в ящик электронной  почты жертвы, или, выступая под его именем в чате или на форуме, позволяют себе недопустимые высказывания в адрес других участников.

Неконтролируемые покупки.    Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

 

Мало кто из родителей может сказать какие страницы Интернета  посещает ребенок в их отсутствии и сколько времени проводит за компьютером? С кем общается в социальных сетях ? 

Рекомендации для родителей.

Правила по   обеспечению безопасности при пребывании в сети Интернет.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в "мировой паутине":

Не отправляйте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

 Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: 

Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и "хорошие", и "плохие" люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

Объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.

Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей помощью.

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путём отправки sms, - во избежание потери денег.

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за 6 кликов можно перейти от "белого" сайта к "чёрному".

Правило 3. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: 

Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. Попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.

Правило 4. Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет-зависимости:

Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является "удобным" типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками.

    Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да, и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

 Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером - все это может быть признаками зависимости от Интернета.

Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями.

Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту.

Правило 5. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:

До 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету,7-10 лет время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в день,10-12 лет до 1 часа за компьютером,старше 12 лет - не более 1,5 часов с обязательными перерывами.

Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания.

 Как проводить Родительский контроль над поведением детей в Интернет?

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля (Родительский контроль в Windows Vista, средства Родительского контроля, встроенные в Kaspersky Internet Security). Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

·        ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,

·        блокировать доступ к некоторым сайтам,

·        блокировать доступ к другим интернет-сервисам,

·        запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;

Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернет;

Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;

Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

        Интернет - не сказочная страна. Конечно, здесь не поджидают за каждым кустом зубастые волки, но, всё же не имея нужных знаний и опыта тут легко попасться в ловушку нечистоплотных пользователей или наткнуться на неподходящий контент. Взрослые сами могут за себя постоять, но дети особенно впечатлительны и подвержены влиянию, и опасности Интернета могут оказать на них пагубное воздействие. Но имеет ли смысл запрещать детям пользоваться сетью? Нет! Это бесполезно и даже вредно:

·        Интернет даёт множество возможностей для развития своего потенциала, которые не всегда может предоставить обычная жизнь;

·        Интернет помогает в учёбе - как в обязательной программе в школе или ВУЗе, так и для удовлетворения простой любознательности;

·        доступ в Интернет большинство людей считает чем-то само собой разумеющимся. Не имеющий его ребёнок рискует "выпасть" из своей среды общения;

·        наконец, сейчас полно возможностей выйти в сеть, не обязательно делать это из дома. Ребёнок всё равно, так или иначе, надёт способ пользоваться Интернетом, и будет лучше, если взрослые будут ему в этом союзниками, а не врагами.

Таким образом, запрещать детям пользоваться сетью - это не выход. Такое поведение не поможет обезопасить ребёнка. Однако и полагаться на волю случая тоже не следует. Исследования проблем безопасности детей в Интернете показывают, что существует несколько ключевых проблем, из-за которых использование ребёнком сети может стать для него опасным.

Неосведомлённость детей

Это, несомненно, самый важный аспект обеспечения безопасности. Правильно проинструктированный ребёнок, знающий все возможные риски и способы их избежать, ведёт себя в Интернете более ответственно. Родители могут во многом положиться на разумное отношение своего ребёнка к сети, если они уверены в том, что он знает, что делает. Однако это относится лишь к детям с определённого возраста, и опять-таки не означает, что родители, учителя или опекуны могут полностью самоустраниться от вопроса безопасности ребёнка.

Неосведомлённость взрослых

К сожалению, даже многие родители, опекуны не имеют полного представления о том, каким рискам подвергается их ребёнок в сети. Неосведомлённость варьируется от недооценивания рисков, до чрезмерной опеки и паники, спровоцированной тревожными сообщениями в СМИ. Обе крайности пагубны, взрослые могут эффективно защищать ребёнка лишь в том случае, если имеют полное и верное представление об онлайновых рисках для их детей.

Недостаточная техническая грамотность взрослых и детей.

Несмотря на то, что многие дети быстро осваивают новые технологии и программы, немногие из них озабочены собственной безопасностью. Ребёнок может отключить антивирус  или программу родительского контроля, если ему покажется, что они ограничивают его возможности в онлайне,  если взрослый не позаботится о том, чтобы запретит ему такие действия. Таким образом, с технической точки зрения взрослым следует изучить все возможности обеспечения безопасности ребёнка с помощью компьютерных программ (семейных фильтров, блокираторов рекламы, антивирусов), установить и должным образом настроить все необходимые программы. Детям же необходимо разъяснить необходимость и важность таких программ.

Проблемы доверия.

Это также крайне важный аспект безопасности. Ребёнок должен знать, что он может доверять вам, что вы поможете ему при возникновении трудной ситуации, и главное, не будете обвинять его. Большинство детей не склонны рассказывать родителям о неприятных происшествиях в сети, опасаясь, что те сочтут, что дети сами спровоцировали такую ситуацию, и накажут их, либо ограничат доступ в сеть. Кроме того, если ребёнок чувствует, что ему некому доверять в реальной жизни, он будет более склонен делиться своими проблемами с незнакомцами в онлайне, искать их дружбы и поддержки.

 Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

Информационные источники

1.                https://www.nachalka.com/bezopasnost

2.                https://detionline.com/helpline/rules/parents  Дети России онлайн

3.                https://www.fid.su/projects/journal/ - фонд развития Интернет

4.                https://stopfraud.megafon.ru/parents/ - безопасный интернет от Мегафона

5.                https://www.mts.ru/help/useful_data/safety/ -безопасный Интернет от МТС

6.                https://safe.beeline.ru/index.wbp  - безопасный Интернет от Билайн

7.                https://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx - безопасный интернет от microsoft

8.                https://www.mvd.ru/userfiles/broshyura_k_01_02_2012.pdf - брошюра МВД России «Безопасный интернет»

 

 

Добрый вечер, Татьяна Анатольевна, очень рад видеть вашу статью на данном сайте, статья очень интересная и поучительная. Вы ИКТ-компетентный педагог, ваши ученики принимают активное участие в различных сетевых конкурсах, создавали ли Вы вместе с учениками вашей школы  свои собственные ресурсы посвященные Единому уроку безопасности в сети Интернет?.И с какими трудностями вы столкнулись?. Или их не было совсем?

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Алексей Александрович, вечер добрый!
Трудности в работе с детьми всегда есть, основная задача - заинтересовать, сделать так , чтоб ученики осознанно подходили   к вопросам безопасности в Интернете.
В рамках Единого урока безопасности  вместе со старшеклассниками мы разработали памятку  по правилам общения в Интернете и провели акцию  по распространению памяток среди учащихся школы. Девочки 10 класса  показали для  учащихся  презентацию, которую они сами нашли на просторах Интернета и которая  соответствовала разработанной нами памятке, эта презентация была наиболее актуальной для учеников 1-7 классов, которые  являются менее опытными пользователями  сети Интернет.

Презентация

 

Здравствуйте, уважаемая Татьяна Анатольевна! Ваш большой профессиональный опыт проведения Единого урока безопасности, как всегда позволил рассмотреть проблему со всех сторон и с подробностями. Я обратила внимание на то, как Вы грамотно классифицировали детскую аудиторию по их пристрастиям к информации в интернете. Скажите пожалуйста, это лично Ваше исследование своего детского коллектива?

Предлагаю Вашим ученикам принять участие в веб квесте

Ссылка

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.
Цитата: Закревская Елена от 07.11.2018, 12:19

Здравствуйте, уважаемая Татьяна Анатольевна! Ваш большой профессиональный опыт проведения Единого урока безопасности, как всегда позволил рассмотреть проблему со всех сторон и с подробностями. Я обратила внимание на то, как Вы грамотно классифицировали детскую аудиторию по их пристрастиям к информации в интернете. Скажите пожалуйста, это лично Ваше исследование своего детского коллектива?

Елена Владимировна, здравствуйте! Этот материал я готовила для общешкольного родительского собрания, основная цель которого - организация профилактической работы  по медиабезопасности с родителями,  знакомство родителей  с опасностями, подстерегающими  детей в Интернете, решение задач по обеспечению безопасности при использовании компьютера и Интернета детьми, поэтому пришлось изучить много дополнительной информации.  А затем я  "примерила" её к своему детскому коллективу,и , как оказалось, дети везде одинаковые,  это современное поколение детей, а каждому поколению свойственны определенные черты.
Наши дети живут в мире информации, но, к сожалению, они не всегда могут из большого информационного потока выбрать  только полезное и нужное Задача педагогов и родителей направлять их в нужное русло этого потока.

А это реальные  результаты  опроса учеников нашей школы:

 

Загруженные файлы:
  • 2.jpg

Предлагаю Вашим ученикам принять участие в веб квесте

Ссылка

Спасибо, предложу обязательно. А Ваши ученики уже участвовали в этом квесте?

Татьяна Анатольевна, сегодня я предложил классным руководителям и их детям поучаствовать в данном квесте, часть учеников с удовольствием  захотели принять в этом участие,  посмотрим что из этого получится.

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Татьяна Анатольевна, диагностика, как всегда, показывает, что нам есть о чем беспокоиться. На основе Ваших данных видно, что почти 100% ребят сообщают о себе  личные сведения, что весьма опасно.Исходя из этих данных, педагоги узнают, на чем нужно сделать акцент при подготовке к мероприятиям по безопасности. Спасибо.

Татьяна Анатольевна! Большое спасибо за ваш замечательный, очень полноценный ресурс. Рекомендую вам поделиться им на школьном сайте и еще на других информационных площадках.

Закревская Елена отреагировал на эту запись.
Закревская Елена