Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Психологическая безопасность личности в сети интернет

Свиридова Лариса Васильевна, педагог-психолог МБОУ Заворонежской СОШ

В настоящее время информационные технологии стали неотъемлемыми участниками социальных контактов, а местами заменили реальное общение. Активно растет количество пользователей сети Интернет. Значительная часть социальной активности современных людей реализуется в рамках взаимодействия в Интернет-сообществах и, прежде всего, в социальных сетях. Если раньше был дефицит источников информации, который порождал девиации в обществе (жестокость, дезинформация, безграмотность, мошенничество), то сегодняшний избыток каналов коммуникации создает тот же эффект.

Психологическая безопасность – это состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, состояние способности к сдерживанию или отражению опасных воздействий, а также, если это произойдёт, к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Психологическая безопасность позволяет сохранять стабильность, устойчивость и возможности саморазвития психики индивида.

Риски негативного воздействия сети интернет:

1. Прежде всего, следует отметить такой феномен как синдром Интернет - зависимости (Internet Addiction Disorder – IAD) может быть определен как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line.

2. Информационный риск воздействия, прямо угрожающий физическому или психическому здоровью человека. Такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии, целительства, шаманства и т. п. по Интернету приобрели угрожающий размах. Как результат – социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев – разрушение психики человека.

3.  Риск вовлечения:

-в экстремистские группы( под маской освобождения мира от зла)

- в группы смерти(ведущие к суициду)

-в группы, вовлекающие подростков в незаконную деятельность (распространение наркотических веществ)

4. Контентный риск- материалы, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография.

5. Коммуникативный риск -кибербуллинг. Под кибербуллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное поведение в Сети, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства.

6. Электронный риск- кража информации (логина, пароля- личной информации)

7. Потребительский риск(приобретение товаров низкого качества в сети)

 

Признаки интернет- зависимости:

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);

Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;

Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;

Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;

Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";

Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;

зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;

навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

Какие дети в группе риска?

Мысли о суициде или увлечение опасными играми могут свидетельствовать о том, что в ребёнке накопилось много энергии, которая не находит подходящего выхода. Профилактикой будет знакомство подростка с местами и способами раскрытия своего потенциала. В некоторых подростках бурлит особенно много возбуждения и азарта. Таких нужно знакомить с «экстремальными», но безопасными видами досуга: скалодром, картинг, пейнтбол, секция борьбы.

Кроме того, суицидальным мыслям в большей мере подвержены дети, у которых отсутствует навык обращения за помощью. Для них признаться другому в своей проблеме бывает очень стыдно, им просто не приходит это в голову. Профилактика — рассказы родителей о том, в каких ситуациях им приходилось обращаться за помощью, объяснение того, что самостоятельность и автономия — это важные ценности, но не абсолютные. Иногда человеку важно решать задачи в одиночку, но порой они решаются только тогда, когда ты в хорошей команде с другими людьми.

Важным инструментом профилактики является искренний интерес к ребёнку. Ему важно знать, что в центре внимания родителя его личность, его переживания, а оценки, социальные успехи, внешний вид, вкусы — второстепенны.

Что делать родителям?

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;

установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);

не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

 

 

Закревская Елена отреагировал на эту запись.
Закревская Елена

Здравствуйте, уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за актуальное выступление! А Вы, как специалист, сталкивались с подобными проблемами в своей школе? Были ли случаи с детьми в Заворонежской школе, когда Вам, как психологу приходилось принимать меры?

Здравствуйте, уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за   такую статью.  Как вы считаете с какого возраста следует разрешать детям посещать Интернет?

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Здравствуйте, уважаемая  Лариса Васильевна! В вашей статье много полезной информации для родителей. В последнее время мы все чаще слышим о " способах совершения самоубийства, а также призывы к совершению самоубийства" в сети интернет. Подскажите, на что надо обратить внимание родителям в сложившейся ситуации?  

Цитата: Закревская Елена от 06.11.2018, 15:34

Здравствуйте, уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за актуальное выступление! А Вы, как специалист, сталкивались с подобными проблемами в своей школе? Были ли случаи с детьми в Заворонежской школе, когда Вам, как психологу приходилось принимать меры?

Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за комментарий к информации для родителей. В Заворонежской школе  с темой профилактики интернет- зависимости мне неоднократно приходилось выступать перед родительской аудиторией. Думаю, что тема эта очень актуальна, а информация полезна как для взрослых, так и для детей. Именно с зависимостью в чистом виде сталкиваться не приходилось (с этой проблемой обращаются к доктору- психотерапевту, психиатру). Наша задача- не допустить этой беды, вовремя увидеть тревожные симптомы, поговорить с ребенком и возможно, встретиться с родителями, найти причины чрезмерного увлечения, помочь найти интересное дело, раскрыть способности ребенка, наладить коммуникацию в семье и в школе.

Здравствуйте, уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за   такую статью.  Как вы считаете с какого возраста следует разрешать детям посещать Интернет?

Здравствуйте, Алексей Александрович!

 

Думаю, что информацию в сети интернет ребенок может получить, когда он может самостоятельно читать, осознавать прочитанное- то есть это время обучения в начальной школе. Естественно, процесс этот должен сопровождаться вниманием со стороны семьи- родителей прежде всего! Это и установка Родительского контроля и разъяснение правил безопасности! Именно безопасности. Здесь крайне недопустима бесконтрольность и попустительство взрослых, Вы согласны со мной?

Цитата: Лилия Юрьевна Солодухина от 08.11.2018, 15:41

Здравствуйте, уважаемая  Лариса Васильевна!  В вашей статье много полезной информации для родителей. В последнее время  мы все чаще слышим о«способах  совершения самоубийства, а также призывы к совершению самоубийства» в сети интернет. Подскажите,  на что надо обратить внимание  родителям в сложившейся ситуации?

Здравствуйте, Лилия Юрьевна! Я согласна с Вами, что много негатива, в том числе и манипуляцию неокрепшей детской психики можно встретить на просторах незащищенной Родительским контролем  сети Интернет. Родителям необходимо поддерживать своего ребенка в самых сложных жизненных ситуациях, находить контакт с проблемными  детьми,  развивать стрессоустойчивость, жизнелюбие и оптимистический взгляд на сложные ситуации, которые бывают в жизни каждого человека. Причины суицидального поведения кроются не только в воздействии извне, со стороны деструктивных игр, специфической субкультуры,  но и проблемы в семье, в общении с ровесниками, внутренние конфликты здесь тоже играют свою роль. Думаю, что родители должны прежде всего любить, понимать и принимать своего ребенка! И не забываем об установлении разумных границ! Вы согласны со мной?

Цитата: Лариса Васильевна Свиридова от 08.11.2018, 23:02

Здравствуйте, уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за   такую статью.  Как вы считаете с какого возраста следует разрешать детям посещать Интернет?

Здравствуйте, Алексей Александрович!

 

Думаю, что информацию в сети интернет ребенок может получить, когда он может самостоятельно читать, осознавать прочитанное- то есть это время обучения в начальной школе. Естественно, процесс этот должен сопровождаться вниманием со стороны семьи- родителей прежде всего! Это и установка Родительского контроля и разъяснение правил безопасности! Именно безопасности. Здесь крайне недопустима бесконтрольность и попустительство взрослых, Вы согласны со мной?

Здравствуйте, Лариса Васильевна согласен с вашим мнением. Безопасность со стороны взрослых, учителей и родителей крайне необходимо.

 

С уважением, учитель биологии и информатики Чибисов А.А.

Спасибо. Желаю, чтобы и в дальнейшем ситуация в Вашей школе оставалась успешной в плане безопасности.