Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района
Инструкция по работе в сетевых мероприятиях на сайте МКУ Информационно-методического центра
Учитель будущего: новый формат профессии
Цитата: Нина Васильевна Скрылева от 15.10.2018, 12:54И.о.заместителя руководителя
филиала по УВР Скрылева Н.В.
МБОУ Кочетовская СОШ
Второй год в школе работает писательский клуб для подростков 13-15 лет «Пиши собой». Руководит им молодой педагог из проекта «Учитель для России» Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ Лысикова Н.Н.
Цель - развитие эмоциональной сферы личности, креативности, развитие умения подростков взаимодействовать с самим собой, и окружающим миром посредством создания собственных письменных текстов, грамотно, безопасно и эстетично использовать в цифровом общественном пространстве возможность саморазвиваться и предъявлять себя окружающим, выражая собственные взгляды, мнения, точку зрения. В процессе работы учащиеся обращают внимание на собственную основу творчества.
В настоящее время взаимодействие с окружающим миром меняется. Вопреки убеждению, что школьники читают всё меньше, в действительности поток текстовой информации, с которым они сталкиваются, огромен, более того, они всё чаще становятся авторами текстов. Мы живём в эпоху, когда каждый человек получил площадку для высказывания в цифровом общественном пространстве. И главный инструмент высказывания – текст. Умение грамотно, безопасно и эстетично использовать эту возможность становится базовым навыком.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нового поколения указывает на необходимость формирования не только компетенций, связанных с учебной деятельностью ребенка, но и развивать способность к рефлексии, раскрывать творческий потенциал личности и формировать авторскую позицию. Обучение детей по программе «Пиши собой» позволяет научиться использовать красоту словесного художественного образа, чтобы самостоятельно создавать различные тексты, что научит внимательнее относится к миру, социуму, собственной личности. Совместное творчество способствует развитию социальной и эмоциональной сфер личности. Программа учитывает интересы и склонности учащихся, дает им возможность создавать собственные авторские тексты и узнавать самих себя через данную деятельность. Руководитель писательского клуба организует экскурсии в природу, учит выбирать сюжет для фотографии, проводит встречи с интересными людьми, из соленого теста изготавливают маски персонажей.
Изучение теории литературы, а также связи литературы с другими областями искусства служит хорошим материалом для разработки творческих проектов. На занятиях учащиеся ищут оригинальные способы самовыражения, исследуют собственные склонности, имеют выбор жанра и художественных средств.
Дополнительная общеобразовательная программа «Пиши собой» имеет художественную направленность, создана для расширения у подростков диапазона средств для понимания себя и конструирования собственного жизненного нарратива (нарратив – самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов)
Технология основывается на позициях культурно-исторического подхода и социальном конструктивизме, то есть рассматривает человека как часть социокультурного контекста, а возможность влиять на свою жизнь – результатом освоения этой способности через социальное взаимодействие и развитие значения слов.
Работа писательского клуба основана на методах нарративной психотерапии, а именно: на экстернализации (экстарнализация означает переход действия из внутреннего во внешний план) переживания, простраивании (построить что то) различных уровней дистанцирования (сознательная мягкая форма ухода от эмоционального воздействия), а простраивании опор в зоне ближайшего развития - постепенном переходе от привычного понимания жизненного нарратива к другим интерпретациям, на использовании новой социокультурной среды (группы) для поддержания изменений и получения дополнительного формирующего эффекта.
Также используются средства психотерапевтических подходов, обращающихся к искусству как средству изменения. В данном случае для них важна работа через существующий в произведении искусства конфликт, а также обращение к средствам символического переосмысления явлений и процессов. Обращение к искусству, языку символов расширяет возможности нарративных практик. Письменная речь требует высокого уровня осознанности, постоянно развивает способность к моделированию и конструированию ситуации, является максимально развёрнутой, что побуждает пишущего детально прорабатывать свой нарратив на различных уровнях: смысловом, сюжетном, композиционном, уровне выбора языковых средств и т.д.
Таким образом, предметные знания и развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в совокупности с возможностью заниматься творчеством и развивать навыки XXI века в рамках читательского клуба «Пиши собой» дают ученикам возможность чувствовать себя уверенно при работе с текстом в любых сферах жизни. А благодаря возможности присутствовать в безопасной среде и взаимодействовать с собой и другими людьми через текст у учеников появляется уверенность в себе и вера в свои силы, что, конечно, не может не сказываться на общей атмосфере в классе и личных достижениях каждого.
И.о.заместителя руководителя
филиала по УВР Скрылева Н.В.
МБОУ Кочетовская СОШ
Второй год в школе работает писательский клуб для подростков 13-15 лет «Пиши собой». Руководит им молодой педагог из проекта «Учитель для России» Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ Лысикова Н.Н.
Цель - развитие эмоциональной сферы личности, креативности, развитие умения подростков взаимодействовать с самим собой, и окружающим миром посредством создания собственных письменных текстов, грамотно, безопасно и эстетично использовать в цифровом общественном пространстве возможность саморазвиваться и предъявлять себя окружающим, выражая собственные взгляды, мнения, точку зрения. В процессе работы учащиеся обращают внимание на собственную основу творчества.
В настоящее время взаимодействие с окружающим миром меняется. Вопреки убеждению, что школьники читают всё меньше, в действительности поток текстовой информации, с которым они сталкиваются, огромен, более того, они всё чаще становятся авторами текстов. Мы живём в эпоху, когда каждый человек получил площадку для высказывания в цифровом общественном пространстве. И главный инструмент высказывания – текст. Умение грамотно, безопасно и эстетично использовать эту возможность становится базовым навыком.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нового поколения указывает на необходимость формирования не только компетенций, связанных с учебной деятельностью ребенка, но и развивать способность к рефлексии, раскрывать творческий потенциал личности и формировать авторскую позицию. Обучение детей по программе «Пиши собой» позволяет научиться использовать красоту словесного художественного образа, чтобы самостоятельно создавать различные тексты, что научит внимательнее относится к миру, социуму, собственной личности. Совместное творчество способствует развитию социальной и эмоциональной сфер личности. Программа учитывает интересы и склонности учащихся, дает им возможность создавать собственные авторские тексты и узнавать самих себя через данную деятельность. Руководитель писательского клуба организует экскурсии в природу, учит выбирать сюжет для фотографии, проводит встречи с интересными людьми, из соленого теста изготавливают маски персонажей.
Изучение теории литературы, а также связи литературы с другими областями искусства служит хорошим материалом для разработки творческих проектов. На занятиях учащиеся ищут оригинальные способы самовыражения, исследуют собственные склонности, имеют выбор жанра и художественных средств.
Дополнительная общеобразовательная программа «Пиши собой» имеет художественную направленность, создана для расширения у подростков диапазона средств для понимания себя и конструирования собственного жизненного нарратива (нарратив – самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов)
Технология основывается на позициях культурно-исторического подхода и социальном конструктивизме, то есть рассматривает человека как часть социокультурного контекста, а возможность влиять на свою жизнь – результатом освоения этой способности через социальное взаимодействие и развитие значения слов.
Работа писательского клуба основана на методах нарративной психотерапии, а именно: на экстернализации (экстарнализация означает переход действия из внутреннего во внешний план) переживания, простраивании (построить что то) различных уровней дистанцирования (сознательная мягкая форма ухода от эмоционального воздействия), а простраивании опор в зоне ближайшего развития - постепенном переходе от привычного понимания жизненного нарратива к другим интерпретациям, на использовании новой социокультурной среды (группы) для поддержания изменений и получения дополнительного формирующего эффекта.
Также используются средства психотерапевтических подходов, обращающихся к искусству как средству изменения. В данном случае для них важна работа через существующий в произведении искусства конфликт, а также обращение к средствам символического переосмысления явлений и процессов. Обращение к искусству, языку символов расширяет возможности нарративных практик. Письменная речь требует высокого уровня осознанности, постоянно развивает способность к моделированию и конструированию ситуации, является максимально развёрнутой, что побуждает пишущего детально прорабатывать свой нарратив на различных уровнях: смысловом, сюжетном, композиционном, уровне выбора языковых средств и т.д.
Таким образом, предметные знания и развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в совокупности с возможностью заниматься творчеством и развивать навыки XXI века в рамках читательского клуба «Пиши собой» дают ученикам возможность чувствовать себя уверенно при работе с текстом в любых сферах жизни. А благодаря возможности присутствовать в безопасной среде и взаимодействовать с собой и другими людьми через текст у учеников появляется уверенность в себе и вера в свои силы, что, конечно, не может не сказываться на общей атмосфере в классе и личных достижениях каждого.