Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Опытно – экспериментальная работа в современной школе

Учитель математики

Скрылева Н.В.

МБОУ Кочетовская СОШ

Проблема творчества –

 один из участков педагогической целины

В.А.Сухомлинский

        Цель моего участия в круглом столе  «Реализация приоритетных проектов в системе образования» в разделе «Опытно – экспериментальная работа в современной школе» состоит в том, чтобы заинтересовать учителей математики использовать  в своей работе проектную и исследовательскую деятельность, а также отметить отличия между проектной  и исследовательской деятельностью.

Нелегко дается смена образовательной деятельности, смена профессионального мышления педагога, переориентация их от традиционного типа деятельности к продуктивному - инновационному. Поэтому начинать надо с «ликбеза», т. е. с простого изучения метода и алгоритма проектирования и исследования. В нашей школе 10 лет действует школьное научное общество учащихся «Исток», вот уже  несколько лет наши учащиеся принимают участие в научно – практических  конференциях исследовательских работ различных уровней. Поэтому накоплен определенный опыт по данной теме. Проектная и исследовательская деятельность учащихся не носит систематического характера. Представляемые на научно-практическую конференцию работы учащихся - результат подвижничества отдельных учителей. Вместе с тем в  школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского методов в обучение: профессионализм педагогов, организация исследовательской работы учащихся, хорошие результаты на конкурсах различных  уровней.

В своем выступлении мне бы хотелось рассмотреть разницу между исследованием и проектированием, так как часто исследовательское обучение отождествляется  с обучением  по «методу проектов». Прежде чем мне представить мою работу на ваш суд, было перелопачены горы литературы, интернета. После этого я для себя сделала такие выводы.  Было сделано несколько учительских проектов  по различным темам «Треугольники», «Геометрия Пифагора»,  «История возникновения чисел», «Учителя в шинелях», « Память сильнее времени». Реализованы следующие исследовательские работы: «Золотая пропорция как божественная мера красоты»,  «Золотое сечение как универсальная мировая константа», «Пчелиная ячейка это природный математический шедевр из воска», «Школьная жизнь и статистика»

Первым шагом на пути поиска сходства и различий между выше названными понятиями, вероятно, может быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в разговорном языке и обыденных представлениях. Начну с понятий «проект» и «проектирование». Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план. Примером могут быть учительские  проекты, по какой либо учебной  теме, а также ученические проекты. Проект, а,  следовательно, и проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную,  вставшую перед ним проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

Разработка проекта — обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий — то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.

Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на три группы: коммуникативные задачи, образовательные задачи, развивающие задачи. Данную технологию можно назвать одной из самых интересных и активно развивающихся,  включаемых в процесс обучения математики.

   Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование» и специальному педагогическому термину «исследовательское обучение». Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. К  исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективность, воспроизводимость, доказательность, точность.     В отличие от проектирования исследование — всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.

Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и результатом. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы и методы исследовательского обучения, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Готовясь к сегодняшнему выступлению, я также встретилась и с такими понятиями, что исследовательский метод обучения – это один из видов проектной деятельности. Кто прав в данном случае я не знаю. Возможно, и это правильно. Только вывод, наверное, будет таким, что проектной деятельностью может заниматься и слабый ученик и сильный, а вот исследовательская деятельность под силу только сильному ученику.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности и я думаю, что не столь это важно, с помощью  какого вида деятельности: проектной или исследовательской.

Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.