Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования

Российская академия образования совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке образовательных достижений школьников в России в рамках международных проектов.

Международные исследования, проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Educational Achievement) и организация экономического сотрудничества и развития — OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development), позволяет оценить состояние и тенденции развития общего образования в странах мира, выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школах разных стран, а также оценить качество общего образования в России с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом.

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. 

Ключевой вопрос исследования — «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

 Эти исследования проводятся на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Результаты этих исследований показали, что российские школьники не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира. Исключение составляет лидирующая в мире группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур).

Также выявлено, что  российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации. Названные недостатки — следствие крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования в России.

Закревская Елена отреагировал на эту запись.
Закревская Елена

Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Спасибо за информацию о международных исследованиях. Вы упомянули о том, что российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации.  

Как Вы считаете, каким же образом может быть преодолена данная проблема?  Есть ли подобные исследования в отечественной практике?

Здравствуйте, Елена Владимировна! Благодарю за интерес к моей теме! Участвуя в конкурсе "Учитель года", я упоминала в своем эссе фразу Э.Хабберта: "Цель обучения ребенка состоит в тем, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя". Иными словами, ученик должен выйти за пределы школы готовым применить на практике полученные знания. Долгое время отечественное образование носило больше теоретический, нежели практический характер. Международные исследования, описанные мною выше, относятся к 2006 году, но тем не менее проблема практического применения теории остается актуальной и сейчас (пусть и в меньшей мере). Для решения этой проблемы и был введен ФГОС, ориентирующийся на практику. Проблема может быть преодолена лишь грамотным сочетанием теории и практики, ориентированность учебников на практическую отработку жизненно необходимых навыков, моделировании жизненных ситуаций на уроке и вне его. Я преподаю английский язык. И на своих уроках я стараюсь делать акцент на создание ситуаций, близких к реальному общению, чтобы ученики учились ощущать себя в "реальной" среде, применяя выученные слова, фразы, грамматические структуры. Идеальным решением применения английского языка в жизненных ситуациях могут стать программы обмена в англоговорящие страны, стажировки студентов, обмен опытом. Глобализация требует соответствия международным нормам оценки качества образования. От этого никуда не денешься.