Дистанционная площадка обсуждения

Правила общения на форумах МКУ Информационно методического центра Мичуринского района

Инструкция по работе в сетевых мероприятиях  на сайте МКУ Информационно-методического центра

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Родительское собрание как форма взаимодействия классного руководителя и семьи

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести. Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы учителя. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.

Основные формы родительских собраний:

  • собрание-лекторий;
  • "круглый стол";
  • тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
  • консультация со специалистами;
  • родительская дискуссия;
  • общешкольная и общеклассная конференция и др.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • собрание следует проводить в удобное для родителей время;
  • тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;
  • нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
  • классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;
  • нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  • cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.

Родительские собрания делятся на организационные и тематические.

Организационные - это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Психолого-педагогическое просвещение.

Обсуждение организационных вопросов.

Личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Советы психологов:

  • Перед началом собрания "оставить за дверью" плохое настроение.
  • Длительность собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Уважаемые коллеги!

С первого дня знакомства с родителями говорите им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы.

Загруженные файлы:
  • 0015-015-Vzaimodejstvie-i-sotrudnichestvo-s-roditeljami.jpg
Антонина Михайловна Черенкова и Марина Александровна Ильева отреагировали на эту запись.
Антонина Михайловна ЧеренковаМарина Александровна Ильева

Уважаемая Надежда Владимировна! Спасибо за интересную информацию об организации работы с родителями. Действительно, работа должна строится так, чтобы родители понимали, что в школе ребенок находится в комфортных условиях, что его любят, понимают, стараются дать максимум знаний. Если работа будет организована так, как Вы описали, все будет хорошо. Нам многому еще надо учиться, менять стиль работы, чтобы возникало сотрудничество и взаимопонимание.

Уважаемая Надежда Владимировна! Полностью согласна с тем, что подготовка и проведение родительского собрания  - главная составная работы классного руководителя. Ведь каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Часто слышишь от коллег, что родители на собрания не приходят: кто-то объясняет это занятостью или плохим самочувствием, кто-то тем, что "не видит в этом смысла", а третьи: просто не хотят, "чтобы их ругали" (и такое бывает). А в иных классах - несколько мам, так называемых благополучных семей, те, кто приходит всегда. Какой смысл в таких собраниях? Разве что для "галочки":

Вдумаемся в лексическое значение слова "собрание", производное от глагола собрать. Толковый словарь так объясняет последнее: 1) соединить, сложить, поместить в одно место; 2) создать, сделать что-нибудь путем соединения разных частей. И действительно, собрание родителей предполагает соединение усилий для создания дружного коллектива единомышленников, способных сосредоточить все свое внимание на серьезных вопросах воспитания. На собрании идет разговор со всеми родителями вместе и с каждым в отдельности.

Как же сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала работы с классом педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, что позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.

Очень важным, на мой взгляд, является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому еще одной традицией на собраниях может быть рефлексия. В конце собрания родители могут оценить его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это и высказывания родителей, и выпуск газеты, и оформление коллажа, и интервью.

Все традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.

Очень важно, чтобы все собрания заканчивались "на положительной ноте", чтобы каждый из родителей осознал свою роль в общем разговоре и решил для себя, что в следующий раз он обязательно придет!

Здравствуйте,Надежда Владимировна! Сегодня существуют различные формы взаимодействия учителя и родителя, но родительское собрание является основной. Зачем нужны родительские собрания? Этот вопрос задают родители достаточно часто. Слушать как учитель ругает или хвалит детей, анализирует оценки и т.д. Все эти вопросы можно обсудить по телефону, считают многие. Тем не менее, именно родительские собрания являются связующим звеном в отношениях между школой и родителями.