Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 Аннотация

 В рамках Плана действий по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. Министром образования и науки Российской Федерации № ДЛ-5/07вн  и в соответствии с госзаданием «Разработка комплексного научно-методического обеспечения мониторинга поэтапного введения ФГОС для детей с ОВЗ в субъектах Российской Федерации и его проведение» Российским университетом дружбы народов разработаны методические рекомендации.

Данные рекомендации имеют целью представить варианты организации деятельности в образовательных организациях Российской Федерации
по созданию условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

Целесообразно учитывать при реализации ФГОС ОВЗ наличие модели, определяющей последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.

Приоритетным направлением деятельности системы образования Российской Федерации является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 24 февраля 2016 года № 07-756
«О проведении мониторинга», в период с 15 апреля 2016 года по 15 октября
2016 года проводился всероссийский мониторинг введения ФГОС ОВЗ посредством заочного анкетирования специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, результаты которого положены в основу данных рекомендаций.

Цель мониторинга – определить готовность регионов к введению ФГОС ОВЗ.

Мониторинг включал следующие направления изучения деятельности общеобразовательных организаций:

— нормативно-правовое и финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;

— финансовое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;

— организационно-методическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;

— информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ;

— материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;

— психолого-педагогическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;

— кадровое обеспечение общеобразовательных организаций (готовность педагогов 1-х классов к реализации ФГОС ОВЗ).

Методические рекомендации подготовлены на основе анкет, предоставленных 84 регионами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей  с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.)  и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:

— описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;

— реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
  • использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Мониторинг показал, что по состоянию на январь 2016 года все образовательные организации Российской Федерации, в контингенте которых есть дети с ОВЗ, имеют лицензии на право образовательной деятельности. В 2016/17 учебном году зачислено 58 576 первоклассников, обучающихся по ФГОС ОВЗ. В связи с этим представляется важным вопрос готовности школ к организации образования детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями и введению ФГОС ОВЗ. С этой целью в регионах обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года в штатном режиме.

Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.

Для организации коррекционно-реабилитационного процесса школами закуплены компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП); комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и/или сенсорные комнаты, и/или кабинеты логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации).

Нормативно-правовой и методологической основой адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №№1598, 1599.

Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:

  1. Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК);
  2. Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;
  3. Материально-техническое и программно — методического обеспечение образовательного процесса;
  4. Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.

 

Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Комментарии закрыты.